Андрей Калганов: российские власти не дают лучшим умам реализовать себя, поэтому они будут разбегаться

Россия эксплуатирует старую модель экономики, которая себя уже изжила и неспособна создать ничего прорывного, считает глава Счётной палаты Алексей Кудрин. «Нужно, чтобы у нас были те товары, которые вдруг захотели купить во всех странах, — как iPhone. Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5%, и выше», — заявил Кудрин в интервью РБК.

«Репортер64» пообщался на эту тему с заведующим лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ им. Ломоносова, доктором экономических наук, профессором Андреем Калгановым:

- Доля правды в словах Кудрина есть. Мы действительно эксплуатируем старую модель, которая не приносит результатов. Проблема заключается лишь в том, что Кудрин длительное время, занимая высокие государственные посты, был защитником именно этой старой модели. Почему-то вдруг он теперь сообразил, что она никуда не годится...

Между тем, для многих экономистов было понятно, что эта модель никуда не годится еще тогда, когда она создавалась, то есть в 90-е годы. И именно на те проблемы, которые сейчас начал вспоминать Кудрин, они и указывали: что Россия серьезно проседает по высоким технологиям, не может ничего предложить миру, кроме своих полезных ископаемых. Это ставит нас на очень слабую позицию в мировой экономике. И позиция эта не просто слабая - она ещё и постоянно ухудшается.

Здесь будет уместно вспомнить, что еще в 80-е годы во время перестройки критика советской плановой системы отчасти концентрировалась на том, что в научно-техническом отношении мы отстаем от наиболее развитых стран. И это было правдой. Но теперь мы отстали еще больше...

К примеру, упал удельный вес высокотехнологичных секторов, а некоторые вообще исчезли, взять то же производство промышленных роботов. По части инновационной экономики мы нисколько не продвинулись за последние десятилетия. Это подтверждают объективные, вполне статистические данные, согласно которым доля инновационно активных предприятий осталась такой же, какой была в 90-е годы.

Так что действительно, с этой моделью пора расставаться. Безусловно, необходимы инвестиции в человеческий капитал. Но в то же время в экономике должны создаваться рабочие места, где люди с этим самым человеческим капиталом могли бы найти применение своим способностям. Ведь если мы только будем растить человеческий капитал, по-прежнему имея лишь "экономику трубы" и всего, что вокруг нее крутится, мы ниоткуда не выкарабкаемся. Нужно менять саму структуру экономики, уходить от сырьевой зависимости, нужны инновации... Но, к сожалению, фактически на все проблемы, которые сложились в экономике, мы отвечаем разговорами - уже лет тридцать (!).

Хочу отдельно отметить, что технологический прорыв может осуществлять и весьма авторитарная политическая система. Вопрос заключается в том, чтобы она предоставляла имеющимся в стране умам возможность себя реализовать. Если таких возможностей нет, то они, естественно, будут разбегаться. К сожалению, у нас ситуация печальная. Нет никаких государственных программ и льгот для бизнеса по части создания действительно высокотехнологичных отраслей, где прогрессивные граждане могли бы приложиться. Какие-то отдельные, локальные, точечные меры принимаются, в основном, в военной промышленности, а во всей остальной экономике этого не наблюдается.

Подготовил Иван Орлов