Андрей Калганов: постановления правительства реально опустят цены на продукты

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановления для стабилизации ситуации на рынке продовольствия. Одно из них касается специальных соглашений, которые Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная ФАС заключат с производителями продовольствия и торговыми сетями. Соглашения помогут снизить и поддерживать на нормальном уровне цены на отдельные виды самых востребованных товаров.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ им. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Андрей Калганов:

- Эти постановления предусматривают взятие на себя производителями и торговцами добровольных обязательств по поддержанию определенного уровня оптовых и розничных цен. Так что аппетиты поумерить все-таки придется.

При этом производителям зерна и сахарной свеклы выделяются субсидии на расширение производства, чтобы в перспективе предотвратить дефицит этих продуктов. Правда, непонятно при этом, почему не выделены субсидии производителям семян подсолнечника (если я ничего не упустил) – наиболее сложная ситуация сложилась как раз там.

В любом случае, это реальные меры, и субсидии выделяются достаточно серьезные. Не то чтобы на эти суммы можно было как-то роскошествовать, но речь идет о миллиардах рублей.

Вдобавок еще вводятся ограничения на вывоз этих продуктов. У нас есть экспортные квоты на зерно, введена экспортная пошлина на подсолнечное масло, чтобы развернуть потоки этих продуктов не за рубеж, а внутрь страны, чтобы изменить баланс спроса и предложения.

Думаю, что и эти меры окажут реальное влияние на уровень цен, и цены сдвинутся вниз. Другое дело – насколько быстро и насколько глубоко вниз, но это мы еще посмотрим.

Потребительские цены, действительно, сильно выросли, но рост некоторых из них лично мне непонятен. Например, совершенно неясно, почему так сильно подорожал сахар – на 20-30%. И это при том, что у нас на складах имеется не менее чем двухгодичный запас этого продукта, а его крупнейший производитель, компания «Русагро», подняла отпускные цены не больше чем на 10%.
Возможно, это происходит из-за желания подогнать внутренние цены на продукты к мировым. Производители хотят на внутреннем рынке получать не меньше, чем на внешнем.

Снижение доходов граждан, к слову, является сдерживающим фактором для роста цен. В условиях снижения потребительского спроса цены на товар поднимать трудно, а то и невозможно.

Подготовил Иван Орлов