Алексей Дозоров: введение обязательных устройств против засыпания для водителей смахивает на лоббизм частных интересов

Минтранс планирует ввести для водителей пассажирских автобусов и такси обязательное использование средств против засыпания за рулем. Это будут девайсы, одобренные отраслевым союзом «Нейронет»: браслет на руку, считывающий активность головного мозга нейроинтерфейс и софт с искусственным интеллектом на базе камеры, контролирующей состояние водителя.

Разработка нового стандарта сейчас находится в завершающей фазе. Если поправки в закон об организации пассажироперевозок будут одобрены, водителей обяжут использовать средства против засыпания за рулем уже в 2021 году.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал председатель московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», основатель «Синих ведерок» Алексей Дозоров:

- На данный момент это предложение сильно смахивает на банальный лоббизм каких-то частных интересов. Насколько мне известно, полноценно работающих систем и устройств подобного рода пока нет нигде в мире. Для их создания и массового внедрения необходимы огромные финансовые вложения – автобусов и такси у нас в стране миллионы. Это масштабный рынок, но ничего реально работающего на нем пока нет. Практическое внедрение подобных систем и устройств – дело весьма отдаленного будущего, а сегодня все разговоры об этом преждевременны.

Если какие-то деньги удастся выбить, их, конечно, освоят – разработают и представят какие-нибудь сомнительные экспериментальные образцы. Если даже задумка будет реализовываться, то все расходы на приобретение и установку девайсов лягут на плечи перевозчиков: сам купи, сам установи, а уклоняешься – на тебе штраф. Народ – наша новая нефть, как известно. Так что получится как с системой ГЛОНАСС, о которой столько говорили. Ее насильственно внедряли в массы, и в итоге она никак не сработала на снижение аварийности на дорогах. А между тем на этой системе кто-то хорошо заработал и продолжает зарабатывать, несмотря на полное отсутствие данных о ее эффективности.

Трудно сказать, насколько массовыми являются ДТП из-за того, что водитель заснул за рулем – достоверных статистических данных нет ни «за», ни «против». Причины многих ДТП остаются неясны даже экспертам – заснул ли водитель, или имела место проблемная дорожная ситуация, или какие-то непредсказуемые факторы. Хотя не думаю, что эту причину можно полностью отрицать – у каждого водителя за плечами есть история о том, как он «отключился» из-за переработки, усталости и монотонности ведения автомобиля. Так что следует признать – проблема существует. Но заявлять, что вот мы-де внедрим эту систему и разом все решим – чистой воды прожектерство.

Подготовил Иван Орлов