Александр Брод: власть не сможет отгородиться от угроз с помощью репрессий

Как пишет газета «Коммерсантъ», Совет Госдумы приступает к рассмотрению правительственного законопроекта об условии освобождения чиновников, депутатов, судей и других представителей власти от ответственности за коррупцию. Это станет возможным, если соответствующие деяния были совершены «по независящим от человека обстоятельствам».

«Репортер64» пообщался на данную тему с членом СПЧ, директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом:

- Эта тема звучит не впервые – в 2019 году ее, помнится, озвучил министр юстиции Коновалов, теперь уже бывший – и уже тогда по поводу данной инициативы был большой разброс мнений.

По результатам моего личного мониторинга интернета могу сказать, что и рядовые пользователи, и эксперты в большинстве своем относятся к этому предложению резко негативно. Они небезосновательно считают, что оно избыточно и, более того, поможет уходить от ответственности высокопоставленным чиновникам, судьям, силовикам.

По сути, данным предложением чиновники выторговывают себе еще больше свободы и безнаказанности. Вспоминаются и новые поправки к закону «О полиции», благодаря которым сотрудники ведомства становятся фактически неприкасаемыми. И это при том, что СК всячески настаивает на ужесточении ответственности для физических лиц за уклонение от уплаты налогов. Происходит это на фоне общего уклона новейшего российского законодательства в сторону репрессивности.

По поводу формулировки «не зависящие от человека обстоятельства» могу сказать только одно: она настолько размыта и неопределенна, как, впрочем, и другие подобные формулировки – «обстоятельства непреодолимой силы», например – что позволяет их сколь угодно широкое толкование.

Более того, использование этих формулировок в данном предложении невольно наводит на мысль, что некоторые стороны будут настолько заинтересованы в создании подобных обстоятельств, что будут попросту провоцировать возникновение проблемных ситуаций, дабы списать на «не зависящие от человека» силы свои правонарушения.

Зависят от человека или не зависят обстоятельства, по которым совершается коррупционное правонарушение, будут решать какие-то специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Но что это за комиссия, кто будет входить в их состав, будут ли в ней представители общественности, насколько будет открытой их работа – все эти вопросы пока остаются без ответа.

Нельзя также полностью исключить возможность, что эти комиссии будут принимать решения крайне субъективные: кого нужно, будут прикрывать, а неугодных – подводить под монастырь.

Всем очевидно, что сегодня российское общество находится в нестабильном, расколотом состоянии, растет протестная активность, падает рейтинг доверия власти. Кстати, еще более радикальную ситуацию мы наблюдаем и в США, и в Европе. На мой взгляд, в подобных турбулентных условиях озвучивать и принимать подобную инициативу не только бессмысленно, но и вредно.

Власть хочет пойти самым простым путем – репрессивными и запретительными мерами отгородиться от любых угроз и волнений. Но именно такие меры, по-моему, и приведут к обратному эффекту. Впрочем, многих наших чиновников история, похоже, ничему не учит – они продолжают рубить сук, на котором сидят.

Подготовил Иван Орлов