Александр Брод: преследование учителей при удаленке сродни увольнению работников скорой в пандемию

Комиссия Совета Федерации по защите суверенитета России от внешнего вмешательства предложила увольнять учителей, которые используют образовательную деятельность для разжигания социальной, расовой или религиозной розни, а также побуждения к иным действиям, противоречащим Конституции. Соответствующий законопроект в скором времени внесут на рассмотрение в Госдуму.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:

- Авторы данной инициативы напуганы событиями, происходящими сейчас: протестами в Белоруссии, процессами в украинской политике, избранием в Молдавии непророссийского кандидата. Все это заставляет некоторых наших политиков усиливать борьбу с иноагентами, ужесточать законодательство в стремлении законопатить все щели для западных ветров.

Конечно, вмешательство во внутреннюю политику со стороны НКО и частных лиц недопустимо. Но, как у нас это обычно бывает, взялись не с той стороны. Смотреть нужно на факторы, порождающие протестные настроения. А это неблагополучное социально-экономическое положение большинства россиян, рост безработицы, отсутствие социальных лифтов, клановость и коррупционность чиновничьего аппарата, несменяемость элит.

Прежде всего нужно реформировать экономику, поддерживать малый и средний бизнес. Но нам привычнее не пущать и всячески закручивать гайки. То, что предлагают в Совете Федерации в отношении учителей, напоминает охоту на ведьм, которая выльется в субъективное и репрессивное толкование любых фактов.

А судьи кто? Как водится, услужливые исполнители идеологических установок, которые воспользуются ими для сведения личных счетов. И их первыми жертвами станут самые талантливые, влюбленные в свою работу педагоги – люди с оригинальным творческим мышлением, с умением найти подход к ученикам, не подпадающие ни под какие стандарты.

События истории – к примеру, сталинский террор, или ельцинские лихие 90-е - можно трактовать неоднозначно, точно так же, как и литературные произведения и их героев. По большому счету, все гуманитарные дисциплины полны подводных камней. И что получим на выходе? Очередное «дело учителей»?

Преследование учителей в нынешнее время, когда необходимость работать на удаленке ставит перед образованием серьезные вызовы, сродни увольнениям работников скорой в разгар пандемии. В образовании и до пандемии хватало проблем: нехватка педагогических кадров, их старение, низкая зарплата и перегруженность, слабое материально-техническое обеспечение школ и так далее.

Законодателям, на мой взгляд, скорее следует задуматься о мерах дополнительной поддержки системы образования. Проблемы здесь являются системными, и таким же системным должно быть их решение. Тут вместе с профильными министерствами должны поработать и общественные организации, и экспертное сообщество, и СПЧ.

Подготовил Иван Орлов