Аэропорт «Гагарин»: открыли с помпой, что дальше?

1) Недавние протестные акции в российской столице вызвали жесткую реакцию властей (применение силы, аресты)? Возможно ли в будущем нечто подобное в Саратове, принесет ли это кому-то пользу?

2) А в Саратове тем временем бурно обсуждалось возможное повышение тарифа на проезд в общественном транспорте. Пока мэр города Михаил Исаев заявил, что роста цен не будет. Но надолго ли? Насколько оправданна данная мера, если все-таки повышение в скором времени состоится? Уменьшится ли после этого число нареканий граждан к работе городского транспорта?

3) Новый саратовский аэропорт был открыт с помпой. Но в первый же день полетов стало известно о претензиях со стороны авиакомпаний из-за дороговизны услуг, а также о том, что «Гагарин» еще минимум год сможет принимать самолеты только в хорошую погоду. Верите ли вы, что аэропорт будет оправдывать свое предназначение, в том числе вложенные 22 млрд рублей?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат областной Думы

1) Нужно посмотреть на эту ситуацию несколько иначе. С учетом того, что власть, на мой взгляд, сама создает благоприятные условия для проведения протестных акций, именно ей должен быть адресован вопрос: это было вашей целью?

Сбор подписей на выборах – это такая лазейка, которая позволяет любого кандидата, выдвинутого не парламентской партией, отстранить от участия в избирательной кампании. Слишком усложнен и непрозрачен механизм проверки подписей. О «честности» же избиркомов открыто говорят не только те, кто хоть раз принимал участие в избирательных кампаниях в качестве кандидата, но и сами члены комиссий.

Поэтому, на мой взгляд, протестные акции были спровоцированы. Реакции в виде митингов и шествий можно было ожидать. Очевидно было, что в данном случае никто не промолчит. Власти пора понять, что вопросы, связанные с выборами, нужно решать не силовыми и административными методами, а путем обеспечения одинаковых условий для реализации прав всех граждан избирать и быть избранными.

2) Повышение цен на проезд в общественном транспорте происходит периодически, но, как мы можем убедиться, в реальности это не приводит к улучшению качества пассажирских перевозок, несмотря на обещания. Простое повышение тарифов, на мой взгляд, не поможет автопредприятиям кардинально изменить свою экономическую ситуацию и уж точно не повысит качество перевозок. У новых тарифов должно быть более серьезное экономическое обоснование.

И учитывать необходимо интересы не только владельцев автобусов, но и пассажиров, причем – в первую очередь. Ведь на самом деле тариф на проезд для горожан и сегодня достаточно высокий. Чтобы добраться из одного района города в другой, как правило, пассажирам приходится совершать пересадку, а значит, дважды оплачивать стоимость проезда за одну свою поездку до места назначения.

Не исключено, что если стоимость проезда в автобусах будет повышена, как сегодня озвучивается, до 28 рублей, семье из двух человек удобнее будет вызвать такси за сравнимые деньги. А если предстоит две пересадки, то такси может оказаться еще и выгоднее общественного транспорта. Отдав на откуп частным перевозчикам решение о повышении стоимости проезда, власти не стоит забывать, что обеспечение транспортной доступности населения, - это ее обязанность, власти, а не частных перевозчиков.

3) Знаю, что не бывает все и сразу. Открытие аэропорта – это только начало и с первого дня не стоит ждать, что появятся рейсы из Саратова по всему миру. Для этого предстоит проделать большую работу, достигнуть много договоренностей и получить многочисленные разрешения и согласования. Но надежда на то, что аэропорт «Гагарин» заработает в свою полную мощность, у меня есть, потому что он построен в рамках частно-государственного партнерства, а значит собственник, прежде всего, заинтересован, в развитии своего бизнеса и получении прибыли.

Для региона это так же выгодно, потому что бюджет получит дополнительные поступления от налогов и дополнительные рабочие места. В данном случае интересы собственника аэропорта, государства и ожидания пассажиров совпадают, поэтому, уверена, «Гагарин» будет успешно развиваться и открывать новые направления для полетов.

У региональной власти, помимо этого, есть еще одна первостепенная задача: не допустить возникновения препятствий для развития действующего на территории области бизнеса, который с появлением нового аэропорта по закону будет обязан согласовывать строительство любых объектов в многокилометровом радиусе от аэропорта. В противном случае бюджет потеряет налоги от прибыли уже имеющихся предприятий. Необходимо предусмотреть все нюансы, чтобы саратовский бизнес не встал из-за каких-либо сложностей с получением разрешений.

Александр НИКИТИН, председатель Саратовского правозащитного центра «Солидарность»

1) Всего каких-то тысячу лет назад на Светой Руси существовал порядок, который гарантировал приход к власти на всех уровнях самых честных, самых умных и справедливых великодушных русичей. Во главе Державы ( объединения русских племен) стоял выборный волхв Монарх, который  в силу своих личных качеств мудреца и богатыря пользовался безоговорочным авторитетом у народа. Так было десятки тысяч лет.

Сегодня в России управляет олигархия, то есть небольшая и  сплоченная кучка самых богатых людей. Демократия позволяет  олигархам уровнять в избирательных правах самого умного и умелого с самым глупым и ленивым. И, таким образом, успешно опираться отнюдь не на самого умного и умелого, а на тех, кто составляет подавляющее число избирателей, и кого на Светой Руси называли малодушными жителями или смердами, естественно, всеми силами стремясь к тому, чтобы умных среди избирателей было как можно поменьше.

Демократия у нас на всех уровнях  управляемая, следовательно, и выборы у нас тоже на всех уровнях управляемые. Поэтому выборы проходят и будут в России проходить только  по сценарию, который написан теми, кто управляет нашей демократией и нашими  выборами. Системная оппозиция эти правила принимает, а потому, пошумев немного, занимает в управляемой демократической системе указанное ей место.

А вот с теми, не системными политиками, которые говорят о честных и справедливых выборах, олигархи поступают в зависимости от ситуации. Если обстановка олигархам благоприятна и ресурсные возможности у них растут, то она  позволяет несистемным политикам  устраивать свои политические шоу в виде митингов, шествий и даже фестивалей, к которым относится весьма терпимо и сдержанно.

А вот когда кризис, когда ресурсные возможности для каждого олигарха  сжимаются и конкуренция внутри олигархических кланов усиливается, тогда для сохранения  власти и порядка, возникает  потребность в жесткой консолидации внутри правящего класса. А потому с теми, кто хочет повлиять на расстановку сил среди правящей элиты, добиваясь её дестабилизации через проведения выборов не по подготовленному сценарию в рамках управляемой демократии, а по неконтролируемой  воле  самих избирателей, поступают жестко.

И тем выше  потребность в консолидации  внутри олигархата, тем более жестко и нетерпимо проявляет себя власть по отношению к несистемной оппозиции. Это власть нам продемонстрировала в 2012 году. Это же власть нам демонстрирует и сейчас в Москве. И если будет угроза консолидации олигархата на региональном уровне, то жесткое отношение власти к несистемной оппозиции будет явлено и в регионах, в том числе и у нас в г. Саратове и Саратовской области.

На Западе умиряющей силой в борьбе между  кланами олигахов выступает средний класс, являясь фундаментом стабильности и порядка. У нас средний класс так и не появился. Более того, наши олигархи от греха подальше роль среднего класса возложили на класс государственных и муниципальных служащих, всегда послушных и безропотных. В таких условиях внесистемная политическая борьба за власть, в том числе за честные и свободные выборы, в принципе не может быть успешной, и потому ощутимой пользы принести не может.

2) У нас в Саратове установка цен на оказываемые населению услуги никогда не носила экономический характер. Будь то оплата за ЖКХ или за проезд. Единственным обоснованием, которое приводят в этом случае чиновники, является то, что они давно уже не поднимали цены, а в других регионах это успешно сделано, что якобы нам отставать нельзя.

Мне кажется, что сегодня, учитывая нарастающую нищету населения, повышение стоимости проезда ничего кроме роста недовольства пассажиров не вызовет. Следствием повышения станет новая волна горожан, которые вынуждены будут из-за бедности отказаться от услуг общественного транспорта.

Когда  беднякам повышают стоимость транспортных услуг, ничем не компенсируя это повышение, то в конечном итоге проигрывают и пассажиры, и водители транспорта, и владельцы маршрутов. Поэтому, на мой взгляд, ситуация в целом  ухудшится, хотя массового публичного недовольства жители Саратова не  проявят.

3) То, что аэропорт им. Ю. Гагарина начал работать, это хорошо. Этот аэропорт имеет стратегическое значение. И сегодня в нём нуждается не столько Саратовская область, сколько федеральная власть. С началом работы аэропорта коммуникационные возможности саратовцем, безусловно, возрастут.

Плохо то, что Саратов и Саратовская область не является сегодня регионом, где наблюдается реальное и серьезное экономическое оживление, куда отечественные и зарубежные инвесторы готовы вкладывать крупные инвестиции, обеспечивая нам, саратовцам, рост экономики и благосостояния, с естественным ростом потребности в поездках в другие города и страны.

В то, что наша региональная власть способна заинтересовать саратовцев и не жителей Саратовской области чаще пользоваться услугами воздушного пассажирского флота, мне как-то не верится. Но, возможно, в будущем, когда общая обстановка в России и в Саратовской области, в частности, изменится к лучшему, то тогда, будем надеяться, саратовцы будут охотно и часто летать не только в Москву, но и в другие точки планеты непосредственно из Саратова. И будут рады своему новому аэропорту.

Гелена АЛЕКСЕЕВА, руководитель юридической компании АВИС

1) «Люди должны бояться, должны бояться власть, которая в течение последнего времени, милостиво разрешила появиться в открытом пространстве видео и рассказам о пытках и насилии в тюрьмах и  лагерях. Даже кого-то наказала за эти пытки, даже ввела уголовную статью... До этого власть всегда показывала прекрасных снеговиков и концерты в колониях, замечательные, практически санаторные условия содержания осужденных, прекрасную работу ОНК и т.д. и т.п.

Примерно полтора года назад (на мой взгляд, именно тогда, когда начались активные протесты), вдруг, оказалось, что в тюрьмах очень страшно, там работают недочеловеки, которые способны изнасиловать бутылкой, привязать к столу и совершать все остальные гадости, не соответствующие званию российского офицера УФСИН. Считаю, и эти действия, и последние события направлены исключительно на подавление воли. Должно быть очень страшно оказаться на митинге - изобьют, посадят, а в тюрьме запытают, должно быть очень страшно в принципе что-то активно требовать».

2) Во-первых: обеспечение транспортной доступности населения - это обязанность государства, но не перевозчика. Федеральный Закон № 220 предоставляет органам власти право выбора: как население того или иного субъекта РФ или муниципального образования будет ездить: за счет бюджета или за свой собственный счет. Иначе говоря: по регулируемым тарифам (с возмещением всего, что не получено перевозчиком  - за счет бюджета) или по нерегулируемым тарифам (то есть - за плату, которую будет устанавливать перевозчик самостоятельно).

Город Саратов с 2016 года определился и сообщил, что тарифы не регулируются. Мэрия установила требование перед конкурсом, что о повышении тарифа перевозчик должен уведомить за 180 дней. Это все. Только уведомить. Не спросить разрешения, не согласовать -  уведомить. Причем, закон не допускает каким-либо образом, органам власти на это действо повлиять, запретить увеличивать или уменьшать нерегулируемый тариф - органы власти не вправе.  

Я внимательно изучаю возмущения горожан по этому поводу. Вижу, что никто до конца не понимает, что нет больше государственного регулирования этого рынка. Мы же не возмущаемся, когда поднимают цены на картошку, на хлеб, на какие-то услуги, потому что понимаем, что это давно бизнес и бизнес сам определяется с ценой своих услуг, с учетом их себестоимости.

Перевозки - это такой же бизнес и кто-то  должен оплачивать минимум себестоимость услуг по перевозке и максимум перевозчик должен получать прибыль. Перевозчик это не благотворительный фонд, это такой же бизнесмен, как продавец хлеба или водки. И без прибыли работать он не сможет.

Приводят пример: в Москве - тариф 35 рублей. Да, это регулируемый тариф, на все перевозки в Москве органы власти размещают государственный заказ и оплачивают его из бюджета. То есть перевозчик возит за 35 рублей с пассажира, эти деньги рублей оставляет себе, возит льготников обязательно (это тоже гос.заказ) и по итогам предъявляет бюджету все, что он недополучил и бюджет за это доплачивает.

В Саратове, да и практически во всей Саратовской области (за исключением нескольких муниципальных районов) от данной схемы работы общественного транспорта отказались. Льготные категории в Саратове сейчас также перевозятся исключительно по желанию перевозчика: хочет заключает договор с министерством социального развития и  перевозит льготников по 9-11 рублей за каждого (вместо 23 рублей, как сейчас перевозчики возят), хочет не возит льготников.

Это также право, а не обязанность перевозчика по нерегулируемым тарифам. Мне неизвестно, уведомлял ли кто-то из перевозчиков о повышении или нет. Но если это сделано - данные решения исключительно законны и повлиять на них вряд ли кто-то сможет.

Иван КУРЕНЬКОВ, политолог

1) Жёсткая, а порой и жестокая реакция властей на протестные акции в Москве говорит о слабости и страхе нынешнего политического режима перед частью недовольных его политикой граждан. Основная причина недавних массовых волнений людей и их стычек с правоохранителями – «прогнившая» система выборов. Эта система очень даже устраивает одних людей, легко входящих с её помощью во власть и прочно там «окопавшихся», но не устраивает их оппонентов.

Согласно Конституции РФ, граждане имеют законное право на мирные шествия и демонстрации, критику властей. Но видимо это не всем «нравится», о чём и свидетельствуют инциденты в Москве. Будет команда «сверху» - подобное может случиться в любом другом населённом пункте России.

У людей, стремящихся мирным, конституционным путём, отстоять свои законные права (в том числе выборные), увы, сейчас нет более эффективного средства, как законно организованные массовые публичные выступления. И это – громкий «звонок» для властей, всего общества о необходимости реформы не только выборной системы, но и системы судебной.

2) Из-за систематического повышения разнообразных тарифов, налогов, сборов, поборов и т.д. у людей просто идёт голова кругом, зачастую опускаются руки. Они не видят света в конце тоннеля, ведь у большинства людей денежные доходы очень скромные. Зарплаты растут исправно лишь у чиновников.

Со всех сторон «обложила» безработица, которую в упор не хотят замечать и признавать «придворные статисты». К тому же, после повышения платы за те или иные услуги, люди зачастую не видят изменений к лучшему, качество существенно отстаёт от «аппетитов» услугодателей.

3) Является ли благом строительство нового аэропорта в Саратове и как скоро окупятся вложенные в него огромные средства, сказать трудно. Ведь Саратов, как известно, пока для многих наших соотечественников так и остаётся литературно-грибоедовской «глушью». Кто знает, может при грамотном менеджменте хозяев нового аэропорта и усилиях местных властей это утверждение когда-нибудь удастся развеять?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

https://t.me/reporter64