Тайна кирхи Мариенталь

Это огромное здание с колоннами впечатляет даже спустя столетия. Кажется, будто старинная кирха в селе Советском или, как называли его обосновавшиеся здесь поволжские немцы – Мариенталь, принимает свое разрушение с молчаливой гордостью. Полуразваленные стены лично у меня вызвали ощущение противостояния и какой-то непокорности, если это можно отнести к архитектурному сооружению. Оказалось, что история кирхи окутана целой чередой тайн. Несколько из них мы раскроем сегодня, ну а еще парочку оставим на следующий раз.

Немцы в Поволжье потянулись после опубликования манифестов Екатерины Великой. Немка по происхождению, она пригласила своих соотечественников заселить пустующие земли. Люди ехали сюда на свой страх и риск.

Об этом и многом другом рассказала наш проводник, руководитель проектов «Мариенталь – поднятая целина. История поволжских немцев в отражении истории малого села» и «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман» Марина Верховая.

Дорога до кирхи идет по центральной улице села. Раньше она так и называлась Брайтенштрассе, то есть «широкая улица». Здесь сохранилось много домов переселенцев. Некоторые из них построены по старинной технологии. Если русские строили избы, выкладывая бревна поперек, то немцы часто ставили их вдоль.

- А почему на домах таблички с ведрами, лопатами? – интересуюсь мимоходом.

- Это дань немецкой аккуратности и педантичности, - отвечает Марина Анатольевна. - Сейчас это, скорее, для сохранения той самой атмосферы, но раньше они имели функциональное значение. За каждым двором был закреплен тот или иной инструмент. Так что в случае пожара каждый бежал на подмогу с инструментом, изображенным на табличке.

Полуразрушенная кирха открылась как-то сразу и неожиданно. И это потрясает. История Мариенталя, названного в честь вознесения девы Марии, богата на события.

Приехавшие сюда колонисты оказались незваными гостями. Хотя эти земли и числились свободными, но здесь обитали племена киргиз-кайсаков, которые считали их своими. Впрочем, сначала устроила испытание сама природа. Немцы поселились на плато возле Большого Карамана, в переводе с тюркского название которого звучит как «черная даль». Это сейчас от него остались только очертания берегов, превратившиеся в овраги, а раньше река была мощной и полноводной. Приехавшие вырыли землянки, поставили первые домики, перезимовали, а весной Караман разлился, затопив всю долину. Не успели поселенцы оправиться и перенести свое жилье в более безопасное место, как началась другая напасть. С определенной периодичностью немцы подвергались набегам киргиз-кайсаков. Каждый раз это было страшным испытанием. Поселенцев убивали, брали в полон, разоряли дома. Налетчики вели себя как дикари.

Российскому правительству тогда прислать сюда регулярную армию возможности не было. Войска были брошены на подавление восстания Емельяна Пугачева. Чтобы хоть как-то защититься, колонисты решили возвести гору. И возвели. Она до сих пор носит название Киргизберг – «Киргизская гора». Но ни она, ни река не могли стать препятствием для разбойников. Всего крупных набегов в истории было три – в 1774, 1775 и 1776 годах.

К этому времени здесь уже стояла сторожевая башня и когда дозорные кричали: «Киргизы!», население спасалось в вырытых подземных ходах. До сих пор под Мариенталем сохранилась целая сеть.

Уставшие от набегов люди объединились и под началом пастора Верборнера решили сами поквитаться с врагом. Некоторых решимость покинула, когда они узнали, что ставка бандитов находится неподалеку. Покончить с разбойниками рискнули несколько десятков человек. Киргизов они нагнали на реке Мечетка. Они выстроились в ряд, достали ружья. Увидев вооруженных людей, киргизы с луками и стрелами испугались. Но дальше случилось страшное. Порох отсырел, и смельчаки оказались безоружны и беспомощны против врага. Киргизы истязали пленников с невероятной жестокостью. Больше всех досталось пастору. Взятых в плен пытали, требовали сказать, где искать Мариенталь. Мужчины все как один указали в противоположную сторону. Войска двинулись, и тут зазвонили колокола кирхи. Поняв, что их обманули, киргизы в бешенстве налетели на село и разорили дочиста.

Солдаты под предводительством майора Гогеля позже прогнали киргизов. Набеги прекратились. Ну а тех смельчаков решено было похоронить возле местной кирхи. Много десятилетий об их подвиге напоминал воздвигнутый здесь крест, который, к сожалению, не сохранился. Церковь Вознесения пресвятой девы Марии построили в этом виде в 1842 году. После двух деревянных и одного каменного это было уже четвёртое церковное здание.

- Есть еще интересная история, - продолжает Марина Анатольевна. – Это произошло в советское время. Работал тут сторожем некий Василий. И вот однажды ночью он почувствовал словно дуновение ветерка. И услышал голос: «Василий, что ты тут делаешь?» Почему-то мужчина понял, что с ним разговаривает сама Дева Мария. В общем, убежал он оттуда и после даже переехал из села… Через несколько лет у нас появилась православная церковь Владимирской Божьей матери. Получается такая «Долина Марии». Кстати, именно так называется один из наших туристических маршрутов.

С этой кирхой связана еще одна история. На этот раз большой любви, выдержавшей огромные испытания. Но об этом в следующий раз.

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора