Сергей Перепечёнов: система МСУ могла вернуть доверие народа к государству, но ее сломали

21 апреля в России отметили 30-летие со дня создания органов местного самоуправления (МСУ). О том, как «не выжила» система управления городами и селами с участием самих жителей, «Репортеру64» рассказал один из участников движения Сергей Перепечёнов.

- На мой взгляд, советская власть была передовой моделью системы государственного управления, в которой довольно эффективно осуществлялась обратная связь до уровня максимально близкого нуждам, потребностям и интересам людей, жителей городов и весей. Другой вопрос, что эта модель находилась в руках тоталитарной вездесущей партии.

Но и эта партия к концу 80-х годов, когда всё отчётливее проявлялся политический кризис, наконец-то признала необходимость радикальных перемен, названных «перестройкой». Были приняты принципиально новые законы, по-новому стала формироваться представительная ветвь с по-настоящему альтернативными выборами народных депутатов сначала СССР, а потом РСФСР и местных уровней. Этими новациями в значительной мере преодолевалось недоверие граждан к государству, а оно было не меньшим чем сейчас.

Ещё в 1988-89 гг. о необходимости «перевернуть пирамиду власти» с тем, чтобы её грань «с народом, жителями, избирателями» оказалась выше вершины номенклатурной части «с секретарями и инструкторами», заговорили в печати А.И.Солженицын, Н.И.Травкин и другие известные люди. Появились и сторонники объединения жителей из разных уголков Союза. В их числе был и я, инженер предприятий ВПК, рабкор газеты «Коммунист».

А в апреле 1990 года Верховным Советом был принят Закон «Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Это был шаг в передаче значительных полномочий по жизнеобеспечению городов и сельских территорий областным, городским, районным советам народных депутатов. Даже на уровне районов советы н.д. были полноправной и полноценной властью!

Чиновники исполкомов (нынешних администраций) становились простыми исполнителями воли депутатов. И в помощь этим новым политикам-депутатам новый закон давал и новые инструменты. Одним из которых явилось ТОС (территориальное общественное самоуправление). Я стал инициатором и одним из руководителей ТСОС «Центр» Кировского района.

Мы стали пытаться вовлечь в участие своих соседей, активных жителей из разных районов Саратова. В феврале 1990 г. в городе прошло три мощных митинга, на которых тысячи горожан требовали от Горбачёва, и 1-го Съезда народных депутатов СССР «ускорения» политических и экономических процессов. В марте того же 90-го прошли выборы нардепов РСФСР, областного, городского и районных советов.

С июня 1990 года начала выпускаться газета-самиздат «Житель Саратова» (выходила в течение 27 лет!) был разработан интереснейший проект по созданию на базе ТСОС «Центр» экспериментального муниципального округа, в который включились жители, депутаты, предприниматели, представители местных структур партий. Проект закончился с ликвидацией советской власти в октябре 1993 года.

Уже до того, став членом Домового совета ЖЭУ-18, я видел несовершенство избирательной системы, в которой депутатами разных уровней для жителей моего и других округов становились представители каких-то предприятий, не живущие среди нас - в наших домах, кварталах, микрорайонах. Я попытался выдвинуться кандидатом именно по месту жительства в городской совет н.д., что было сделать практически невозможно. Не было полноправных общественных структур, которые могли бы выдвинуть кандидатов, а в дальнейшем обеспечить их работу и отозвать если нужно.

На мой взгляд, всё подвижничество в территориально-общественном и местном (городском) самоуправлении закончилось с ликвидацией советов народных депутатов. Ещё года два просуществовали комитеты по реформированию органов МСУ. Ещё сохранялась хотя бы видимость самоуправления, основанного на участии жителей.

На этом (включая ещё законы: «о государственной и муниципальной службе», выделивший бюрократию как новый ведущий класс, «о передаче фонда социального страхования государственным структурам», что убило зародившееся профсоюзное движение, и т. п.) и была поставлена точка в надеждах на демократические преобразования в России. Бюрократия взяла реванш! Была бы моя воля, я бы спросил товарищей Володина, Ландо, Аксёненко, Аяцкова, Харитонова, Владимирова и других — ну как вам ваше самоуправление?

Подготовил Петр Хвостов