Сергей Канаев: авторынок отражает плачевное состояние российской экономики

Согласно расчетам экспертов РИА Новости, недорогую новую машину могут позволить себе меньше 20% саратовских семей. В то же время объем просроченных автокредитов россиян за октябрь составил рекордные 638 миллионов рублей, говорится в исследовании бюро кредитных историй «Эквифакс» и НАПКА. В следующем же году аналитики предсказывают рост цен на легковые автомобили минимум на 10%.

Ситуацию «Репортер64» прокомментировал директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев:

- Да уж, наше правительство немало сделало и делает для обнищания россиян. Впрочем, нас предупреждали: мы строим государственный капитализм. С этими целями Конституцию подредактировали, да и автомобили дорожают в рамках этой же стратегии. Они просто не могут не дорожать – слишком много в них составляющих, которые мы не производим и вынуждены закупать у импортеров. Тут и комплектующие, и разное сырье – эмали там, пластмассы и прочее.

Почему кредиты за автомобили выплачиваются через раз – понятно. Когда из-за пандемии перед тобой маячит перспектива отсутствия денег элементарно на содержание семьи, об автокредите думаешь как о чем-то второстепенном: ну, заберут машину, и пусть ее – есть заботы понасущнее.

Вообще состояние авторынка довольно выразительно характеризует состояние экономики в целом. Не лакшери- или премиум сегмента, конечно, а среднего ценового сегмента. Продажи автомобилей премиум класса с места не сдвинулись – людей, которые могут себе позволить потратить на машину 6 миллионов, у нас примерно одно и то же количество.

В сегменте же автомобилей средней ценовой категории говорящими являются практически все факторы: и сколько берут новых автомобилей, и какие берут подержанные машины – с российских или зарубежных авторынков. И в этом сегменте с продажами сейчас все очень и очень плохо.

Что же касается рынка эконом-класса, то тут ситуация немного сложнее. Машины этого класса (до 700 тысяч рублей), как новые, так и подержанные, люди покупают и будут покупать, несмотря на рывок доллара. Просто потому, что дальше будет только хуже и дороже, а машина все равно нужна. Сейчас с их продажами есть, конечно, отрицательные колебания, но не особо значительные.

Конечно, помимо стоимости покупки, дорожать будет и эксплуатация автомобиля. Но не настолько, чтобы заставить россиян полностью отказаться от личного автотранспорта и пересесть на общественный или в каршеринг. Совсем без автомобиля многим сложно, если не невозможно – тем же молодым семьям с детьми. Автомобилизация населения – процесс неизбежный, и никакой общественный транспорт этого не изменит. Тем более что в большинстве российских городов, за исключением разве что Москвы и Санкт-Петербурга, он оставляет желать лучшего. Люди будут пользоваться личными автомобилями вопреки экономическим трудностям и административным барьерам.

А вот каршеринг может стать альтернативой, как минимум второму автомобилю в семье. Использование каршеринга положительно сказывается и на пробках, и на ситуации с парковкой, ведь один каршеринговый автомобиль заменяет примерно три личных. Все это, кстати, вполне применимо и к регионам, в том числе к Саратову. Так что в этом смысле я подобные сервисы очень уважаю и поддерживаю их развитие. Тем более что каршеринг не является конкурентом такси. Это так называемое совместное пользование, и соответствующий тренд будет только развиваться.

Подготовил Иван Орлов