Руины Новокривовки

Абсурдная ситуация сложилась с жителями селя Новокривовка Советского района. На одной из центральных улиц стоит дом, который превращается в руины. Но вот беда – никто не несет за это ответственность, потому что, как выясняется, этот дом не принадлежит никому, то есть не находится на чьем-то балансе. Между тем, здесь еще прописаны люди, которым приходится подыскивать себе другое жилье.

Этот дом был вполне себе приличным вплоть до 2008 года. Всего здесь находится восемь квартир, в которых жили люди. Некоторые из них успели приватизировать жилье, остальные решили оставить все как есть. Изначально этот дом принадлежал совхозу «Культура». Но времена поменялись, произошло несколько смен названий, собственников и так далее. В свое время «культурская» администрация не избрала способ управления, и началось запустение.

Моя собеседница Светлана Малова осталась без жилья вместе со своей несовершеннолетней дочерью. Центральное отопление в злополучном доме было отключено. Потому, начиная с 2013 года, стали ютиться у чужих людей безо всякой надежды на то, что у них когда-то будет свой собственный угол.

- Я прописалась в этом доме у своей мамы в 2006 году, - вспоминает Светлана. – Меня зарегистрировали и все. Мы жили как обычно, когда надо, вносили оплату за коммунальные услуги. Платили в разные организации, начиная от ЕРКЦ и заканчивая администрацией.

Но спустя несколько лет начался какой-то бардак. Оказалось, что у жителей дома образовались долги и ремонтировать здание теперь не будут. Пока суть да дело, дом медленно, но верно приходил в упадок. В конце концов, лопнула труба центрального отопления. Эта зима 2008-го надолго останется в памяти жильцов. Хлынувший наружу кипяток за несколько часов пробил дорогу в мерзлой земле, и образовалось нечто вроде небольшого котлована. Все это едва не закончилось трагедией. Возвращавшийся «под мухой» один из местных жителей, не обратив внимание на появившуюся лужу, свалился в нее и едва не сварился. Как удалось ему выбраться, неизвестно. Говорит, что выплыл сам, но есть очевидцы, утверждающие, что ему помогли. В общем, все хорошо, что хорошо кончается.

С этого момента дом стал постепенно пустеть. Оставаться в холодных стенах зимой было смертельно опасно. Выжить в таких условиях еще надо постараться. Теперь жители появлялись здесь «сезонно». Когда было тепло, дом оживал, а с наступлением холодов все снова разъезжались по съемным квартирам и родственникам. Как результат, примерно с 2013 года дом стал пристанищем если не бомжей, то местных пьяниц. Постепенно те стали растаскивать оставшееся имущество.

- Вот теперь у нас есть такой памятник «культурской» бесхозяйственности, - разводит руками адвокат Марина Верховая. – Светлана обратилась ко мне за помощью, и мы начали разбираться в ситуации.

Оказалось, что со Светланой не был заключен договор социального найма. И надо доказать, что она, несмотря на прописку, здесь действительно проживала. Одно из таких доказательств – квитанции на оплату. Но кто же из нас их сохраняет! Если они где-то и были, со временем все растерялось. Взять дубликаты невозможно – организации, куда Светлана вносила деньги, упразднены.

- Я считаю, это серьезный прецедент, - продолжает Марина Анатольевна. – Дом находится на территории муниципального образования, но администрация не делает ничего, чтобы его сохранить. Его просто забросили.

Сейчас Светлана добивается, чтобы ей, как нуждающейся, предоставили право на участие в программе расселения из ветхого и аварийного жилья. После проведенной прокуратурой проверки была выявлена масса нарушений. Стражи порядка вышли на главу района с предписанием об их устранении, но все осталось как прежде. Они же обязали поставить Светлану на учет как нуждающуюся в жилье, но делать этого опять же никто не торопится. Никто не берет на себя такую ответственность.

В архиве адвокату удалось отыскать распоряжение главы района, согласно которому дом переходил на баланс администрации. Но вот само приложение, на которое он ссылался, пропало. И как результат – дом снова остается никому не нужным. Даже чтобы признать его аварийным, требуется хоть кто-то за него ответственный. И пока у здания нет такого статуса, следовательно Светлана не может стать участником той самой программы. Получается замкнутый круг.

Света с дочкой уже прошли через судебные разбирательства, и даже где-то им казалось, что вот-вот все получится, но с каждым разом надежды оставалось все меньше.

- В селе этот дом называют местным «Домом Павлова», - говорит Марина Анатольевна. –Сейчас мы ведем обширную переписку. Меня саму поражает абсурдность ситуации. Конечно, можно все оставить как есть, если бы не бедственное положение Светы и ее дочери. Остальные жильцы смогли устроиться, кто-то обосновался у родственников, кто-то купил новое жилье. У нее такой возможности нет. Самое главное, суд требует те самые платежки. Оказалось, что недостаточно даже показаний свидетелей… В общем, будем разбираться. В противном случае Светлана в любой момент может остаться на улице вместе с дочерью. Надеюсь, мы этого не допустим и найдем общий язык с прокуратурой Советского района и представителями нашей администрации.

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора