Рената Шакирова: «Я с детства Джульетта»

Широкому зрителю Рената Шакирова стала известна благодаря телепроекту на канале «Культура». А на минувшей неделе саратовцы увидели ее и вживую – в рамках Собиновского фестиваля, в балете «Ромео и Джульетта», где юная и изящная Джульетта, казалось, буквально парила в воздухе от переполнявших ее чувств и эмоций.

У молодой, но уже признанной балерины мы узнали, что подарил ей опыт участия в телепроекте и стоит ли опасаться закулисных интриг в театральном коллективе.

- Рената, вы впервые в Саратове, каковы главные впечатления от выступления у нас?

- У вас очень красивый театр, с большой сценой (что не везде можно встретить). Конечно, самое ценное – это когда ты выходишь на сцену и чувствуешь атмосферу зала, как воспринимают зрители то, что ты хочешь им передать.

- Широкая публика знает вас не в последнюю очередь благодаря телепроекту «Большой балет». Насколько для Вас отличаются выступления на проекте от выступлений на обычной сцене?

- Отличается, ведь это все-таки не театр. Это – телевизионный проект, в котором не было зрителей. Для меня это было необычно: ты танцуешь - а никого нет, ты работаешь для камеры. И только потом, через некоторое время, когда зрители увидят тебя по телевизору, они смогут оценить весь труд, который был вложен в эти танцы.
Кроме того, я никогда раньше не участвовала ни в чем подобном. И, конечно, для меня это был огромный опыт. В дальнейшем мне это помогло в выступлениях на сцене – я стала чувствовать себя более уверенно. Этот проект дал мне веру в себя и в работу с партнером – когда ты полностью ему доверяешься, и вы создаете одну историю, один сюжет, который проживаете вместе.

- Вы говорили, что ради проекта вам пришлось «перестраивать» себя под модерн-хореографию...

- Да, в этом смысле проект стал для меня большой практикой, которой у меня не было. Если классику мы учим с малых лет и тренируемся каждый день, то современная хореография была чем-то новым. И я получила огромное удовольствие – открывать себя изнутри. Классика – это каноны, которые мы уже знаем, модерн же работает по другим законам. И вот это открытие помогло мне чувствовать себя более раскрепощенной даже в классике. Надеюсь, что эти навыки будут нарабатываться и дальше.

- На ваш взгляд, артист балета должен в той или иной степени владеть всеми существующими направлениями или же правильнее выбрать наиболее близкое и развиваться только в его рамках?

- Мне кажется, это кто как чувствует. Сейчас я еще молода, и мне хочется попробовать все. Может быть, потом я найду для себя определенный стиль или направление, и захочу развиваться именно в нем. Но мне кажется, для каждого человека интересно открывать что-то новое. Мы живем, и каждый день нам приносит новые мгновения, оставляет после себя интересные воспоминания. Поэтому я хочу открывать новое и изучать себя.

- Обычно говорят, что у артистов балета, цирка, у спортсменов нет детства, ведь в то время, пока их сверстники гуляют или играют, они вынуждены отдавать все время тренировкам и репетициям. Не «аукается» ли это сейчас, во взрослой жизни?

- Вы знаете, были моменты, когда думалось: «Почему все дети гуляют, а у меня опять занятия»... Но, с другой стороны, они еще не знают, какой путь выберут. А мы уже знали, что хотим на сцену, мы выступали с детства – выходили ангелочками в «Ромео и Джульетте» или поварятами в «Дон Кихоте», очень много было потрясающих партий, в которые мы тоже вкладывали свою душу. Той же дружной компанией, которой мы участвовали в спектаклях, мы и играли, и гуляли. У нас во дворе Академии есть небольшой дворик – мы там играли в догонялки. Возможно, мы просто больше ценим такие моменты.

- В одном из интервью вы признались, что на собственном опыте опровергли стереотип о закулисных интригах со стороны конкурентов, когда сломались пуанты, а балерина, исполнявшая ту же партию, вместо ожидаемого злорадства предложила свои...

- Да, ходят разные истории, сплетни, и когда мы это слышали, то всегда пугались: как же так, в театре все злые, как туда идти... На самом деле это не так, и я очень рада, что все эти слухи были опровергнуты. Я всегда говорю: как ты относишься к людям, так будут относиться и к тебе. Для меня это, наверное, самое главное правило в жизни.

- Существует ли в действительности конкуренция между ведущими театрами страны: Большим и Мариинским?

- Даже не знаю. Может быть, руководство и будет соревноваться, кто лучше: в наших театрах разные спектакли, разные постановки... А мы – артисты, мы занимаемся искусством, и здесь не надо за чем-то бежать и кому-то что-то доказывать. Доказывать нужно только зрителям.

Беседовал ДМИТРИЙ МАРКИН