Парад отставок и управленческий хаос – что происходит с властями Саратовской области

Отставки Сергея Наумова, Ирины Седовой и Татьяны Гараниной, недавний исход депутатов от «ЕР» из Саратовской облдумы, а также очередные перестановки в мэрии снова стали поводом для пересудов о кризисе в региональной власти, жесточайшем кадровом голоде и управленческом хаосе.

Мы наблюдаем за этим десятилетиями и видим одну и ту же картину. Каждое новое назначение (увольнение), каждая оптимизация чиновничьего аппарата, как прием 50 г коньяка, вызывает у самой же власти приступ оптимизма. Ей и самой кажется, что всё сейчас вдруг наладится, работа станет более эффективной. В это время (первые месяцы) критиковать их не смей – надо же войти в курс происходящего, принять дела от предыдущих управленцев, посетовать на тяжкое наследие.

Но довольно быстро становится понятно, что очередной руководитель тоже не тянет или не устраивает по другим причинам, и снова затеваются подковерные игры по согласованию новой кандидатуры. Не скажу за все регионы, но в Саратовской области процесс этот - нескончаемый. В правительстве Валерия Радаева уже пара составов сменилась.

Ну вот ушли Сергея Наумова. Расскажите, чем не устроил. Что не так делал. Зачем брали, если не были уверены, что всё будет делать правильно? А если были уверены, то облажался и тот, кто Сергея Юрьевича принимал на работу?

И, конечно, совершенно унизительно для губернатора Валерия Радаева сообщать об отставках, как о своем решении после того, как об этом еще 2-3 недели назад написали хамоватые телеграм-каналы.

Но вот что пишет Радаев:

«В ближайшее время состоится назначение новых руководителей, кандидатуры рассматриваются. В целом, идëт планомерное обновление команды регионального Правительства, кадровое укрепление под стратегические задачи, которые стоят перед отраслями».

Валерий Васильевич, планомерное – это когда уходящему заранее подыскивается замена. Уволить министра с тем, чтобы начать рассматривать кандидатуры, это обрекать ведомства не обезглавливание. А, значит, это не «планомерное обновление», а решение, принятое под воздействием обстоятельств непреодолимой силы. И мы знаем, как ее зовут. Это значит, в решении главным было уволить, а не обновить команду.

А вот и Михаил Исаев затеял оптимизацию. Давненько не было! Почитайте, что пишет.

«Я ведь почему раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было…»

Нет, простите, это не Исаев. Вот!

«Ранее у меня, как у главы города, все заместители были в прямом подчинении. Сейчас их количество сократилось, появилась новая должность первого заместителя, одна из главных задач которого – это повысить эффективность межведомственного взаимодействия при реализации крупных и масштабных проектов, как правило связанных со строительством.

В связи с этим, мной предложено на рассмотрение депутатам следующее решение: подчинить заместителя по градостроительству и архитектуре первому заместителю».

В общем, еще больше будет эффективности. До нового визита в Саратов Вячеслава Володина, который в очередной раз призовет Исаева не спать, а работать.

Массовый выброс китов на берег, то бишь исход депутатов от «Единой России» из облдумы тоже к избирателям не имеет отношения. Это внутривидовая борьба, которая довольно дорого обходится налогоплательщикам. Довыборы – штука недешевая. Пример перекрестного кадрового шухера – в сентябре единоросса Сергея Грачева выбрали в облдуму, а спустя два с лишним месяца он перешел на работу в администрацию Саратова. Избиратели остались без депутата. Ну а насколько беспомощен Грачев в ранге первого зама Исаева, думаю, нам расскажут через несколько месяцев. Пока-то он на новенького.

В принципе нельзя рассматривать отставку того или иного деятеля, как большую личную трагедию для него. Причин несколько.

1. Многие становятся чиновниками ради записи в Трудовой книжке, где куется славная биография. Здесь посидел немножко, там перебился, а трудовой путь – на загляденье.

2. Другие идут в министры и замминистры за хорошей зарплатой и пенсией, которая тут высчитывается от денежного содержания действующих чиновников. Сходил на пару лет, и обеспечил себе безбедную старость. Пристроил свою пассию в замминистры, и можно сказать, за всё рассчитался.

3. А самое главное – они никуда не исчезают. Даже самый бесталанный руководитель всплывет через месяцок в должности какого-нибудь проректора.

Вопрос – нам-то, избирателям и жителям Саратовской области, что с того – давно не стоит. Назначения и увольнения в таких сферах на качестве жизни граждан никак не сказываются. Эти процессы вполне себе автономные. Как в саморегулирующихся системах. Они туда проникли, просочились, и обратно их не выковырять. Они могут переходить из одной партии в другую, менять должности, прыгать из депутатского кресла в чиновничье и обратно, превращаться в привластных общественников, уполномоченных по защите чьих-то прав – это одна большая и довольно дружная команда, которую очень трудно заподозрить в альтруизме. И существует эта команда в особом мире, с миром тех, о ком они «заботятся», не пересекающемся.

Вы же понимаете: когда человек становится депутатом Госдумы – это как сорвать джек-пот. Сколько у них сейчас там зарплаты? 500 тысяч? 800? Ну пусть полмиллиона. Это 6 млн. в год, а за 5 лет – 30 млн. По нынешнему курсу это больше 400 тысяч долларов. То есть, когда вам говорят, что кандидат очень хочет отстаивать ваши интересы, вспомните про эти 30 млн, и сразу же закрадутся сомнения в искренности его широкой улыбки.

Замена одного чиновника на другого у нас – ритуал, а не необходимость. Взятие должности своим человеком. В прямом смысле слова у нас даже уволенных нет. Все уходят по собственному желанию. Возьмешь министра или прокурора под белы рученьки, а он, по счастливому совпадению, буквально вчера подписал заявление об уходе! Впрочем, нетрудно предположить, что такие заявления написаны давно и все – с открытой датой. Все же под богом ходим, ну в смысле – за любым прийти могут. Ибо саморегулирующаяся система время от времени самоочищается. По своим законам.

Я знаю: критикуешь – предлагай. Потому вот.

- Увольняешь чиновника, меняешь его на другого – обязан объяснить, чем не устроил первый, и чем лучше второй.

- Берешь на работу человека – несешь за него ответственность. То есть его косяк – твой косяк. Может, это поможет прекратить спектакли, когда вышестоящие «критикуют» нижестоящих.

- Если депутат добровольно отказывается от мандата, то он (мандат) переходит к кандидату от другой партии, занявшему на выборах второе место. Это позволит сэкономить средства, которые тратятся на новые выборы.

Константин Серов