Об опасности дорог саратовских автолюбителей предупредит искусственный интеллект

К 2021 году в России должен появиться сервис, обнаруживающий дороги с повышенным риском ДТП. Собирать данные планируется с телематических устройств, устанавливаемых на автомобили. Информация будет анализироваться с помощью искусственного интеллекта, который будет делать выводы о факторах, влияющих на аварийность на отдельных отрезках, предупреждать водителей о потенциальной опасности и составлять для них рекомендации действий. 

Уточняется, что аварийно опасным будут считать не превышающий одну тысячу метров участок дороги, на котором за год произошло более пяти аварий, в результате которых погибли или ранены люди.

Для тех, кто не в курсе, транспортная телематика - это технология, позволяющая собирать и передавать данные о передвижении автомобиля в реальном времени. Для этого он оснащается специальным устройством со встроенным GPS/Глонасс модулем и GSM-приемником. Подобные системы активно используются логистическими и «противоугонными» компаниями.

«Репортер64» попытался разобраться, сможет ли обозначенная инициатива положительно повлиять на дорожную безопасность, вместе с главой Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергеем Канаевым

- По-моему, сбор данных с помощью телематических устройств – идея достаточно перспективная и, в общем-то, решаемая. Другое дело – сколько таких устройств будет задействовано, насколько объективны будут собранные с их помощью данные. Но, в любом случае, до 2021 года мы прекрасно доживем с помощью сведений, собранных «по старинке» ГИБДД.

Я думаю, авторы инициативы просто постарались опередить время. Те устройства, что люди покупают уже сегодня, имеют к этой инициативе достаточно отдаленное отношение. Сейчас они продвигаются преимущественно страховыми компаниями, которые обещают в результате их применения снижение стоимости страхового полиса. Но людей, которые «покупаются» на подобные обещания и приобретают такие телематические системы, пока еще очень мало. Потому что использовать их – значит добровольно рассказывать страховщикам подробности своей «личной жизни на дорогах». Тем более, что подкорректировать, в случае чего, данные таких устройств невозможно – если вы при скоростном режиме 90 км/час летите со скоростью 140, то вас «считают» в любом случае, и винить в этом будет некого, кроме самого себя, такого доверчивого. 

Полагаю, что подобные устройства будут базироваться на системе ГЛОНАСС. Что же касается специализированного программного обеспечения, то оно у нас на сегодняшний день уже есть, правда, отслеживание ведется не в ГЛОНАСС, а в GPS, но, тем не менее, можно проследить с его помощью перемещение любого автомобиля. Так что ничего революционно нового данная система не предлагает, а решение ключевой задачи – создания объективной картины дорожной реальности – оставляет на усмотрение будущего, причем не настолько ближайшего, как 2021 год. Я думаю, что решить ее можно будет году этак к 2030-му. 

Если же задуматься об издержках реализации данной инициативы, то, конечно, без них не обойтись – любая новация, в том числе и цифровая, связана с определенными затратами. Но, как бы то ни было, если данная идея публично озвучена, то кто-то где-то и с кем-то о ее реализации договорился. А раз договорился – значит, кто-то готов и на издержки пойти, и хранение данных обеспечить, и все остальное. Как говорится, это кому-нибудь нужно, да и деньги нужны тут не настолько запредельные, чтобы «не потянуть» - все зависит от политической воли. 

По поводу возможного распила средств: без него, увы, у нас практически ничего не обходится, а тут хотя бы идея более менее стоящая. В конце концов, куда больше средств у нас распиливается на установке камер фиксации - что в столице, что по городам и весям. Конечно, всем очевидно, что в реализации инициативы будут задействованы компании, аффилированные с властными структурами. По поводу причитаний автолюбителей о том, что «лучше бы дороги ремонтировали, а не мониторили», можно констатировать лишь одно: без сомнений, дорожный ремонт никто просто так «в обиду» не даст – там еще большие деньги распиливаются. 

Теперь относительно того, что телематические устройства и специальное приложение будут сигнализировать водителю о наличии на дороге особо опасного участка. Это самая, по-моему, перспективная часть идеи. Действительно, на дорожных знаках не напишешь, насколько этот участок опасен, почему он так опасен, сколько там аварий случилось да по каким причинам. А вот приложение как раз может выдавать такую информацию. 

И кстати, обозначенные авторами идеи параметры довольно адекватны – и длина участка именно в 1 километр, и примерное количество аварий в соотношении со степенью опасности участка. Понимаете, километр – это предел видимости человеческим глазом. Все, что находится дальше, воспринимается как часть пейзажа – травка, цветочки-одуванчики, убегающая за горизонт лента дороги. Правда, количество аварий – показатель более условный, но вообще-то градация подобного типа имеет смысл. 

Мы, например, в свое время предлагали и раскрашивать дороги в разные цвета – зеленый, желтый, красный – в зависимости от степени их опасности, и ставить соответствующих цветов знаки на каждом километре. Мы даже предлагали одной очень известной компании разработать подобное приложение, классифицирующее дороги не по степени загруженности, а именно по степени опасности. И я знаю, что в ней над этим уже задумались.

Павел ПЛОТНИКОВ

Подписывайтесь на наш телеграм-канал