«Мечты Глебоврага»

Именно такое поэтическое название дал своей экскурсионной программе саратовский музейщик и куратор ряда социо-культурных проектов Игорь Сорокин. В рамках «Городских выходных» желающие могли пройтись с ним по этому весьма экзотическому маршруту. Каждый саратовец знает, где находится Глебовраг, но далеко не каждый ступал на его землю.

Два с половиной километра и почти три часа времени для любителей острых ощущений. В самом начале путешествия Игорь Сорокин провел небольшой инструктаж, который оказался связан с первым открытым нам интересным фактом.

- Друзья, поднимите руку, кто видел фильм «Сталкер»? Большая просьба – посмотрите, вам многое откроется. Мы начинаем экскурсию рядом с бывшим «весоремонтным заводом». Здесь Анатолий Солоницын, сыгравший в фильме роль Писателя, начал свою трудовую биографию. Можно предположить, что в обеденный перерыв, взяв бутылку кефира, он выходил на берег речки, которая тогда ещё не была упакована в коллектор, и смотрел на текущую воду. Вот на десятой примерно минуте второй серии фильма, рождается полное ощущение, что действие происходит в Глебучевом овраге. Помните, сталкер забрасывал гайки? У меня есть одна заветная. Совет: если увидите гайку, не проходите мимо. Она станет для вас талисманом.

Первой нашей остановкой стало место на стыке двух оврагов – Глебучева и Мясницкого. Игорь Сорокин дал послушать, как шумит вода под землёй и процитировал из путеводителя по «Музейной долине» рассказ учёного-тюрколога Сагита Фаизова, который родился и вырос в этом историческом месте – между Радищева и Мясницкой. И раскрыл тайну появившейся здесь еврейско-татарской поговорки «Акча юктыр, не поможет никакой дуктыр». Кстати, пока вы читаете эти строки, можете попробовать разгадать её смысл. А сейчас – отрывок.

«Глебучев овраг – извилина истории, сточная канава моих детских грёз, берег без моря, но с беленькой попой рассерженной на меня Рабиги-Ассоль, малый Египет великого исхода жаб и лягушек (массовое переселение жаб и лягушек из оврага на склоны Соколовой горы, в начале 1970-х годов, в период засыпки оврага).

Речка Тайбалык, потерявшая невинность и чистоту спустя десять тысяч лет после своего рождения и за сто лет до рождения моего, окраина города-жеребенка (в топониме Тайбалык первый его формант «тай» в переводе с тюркского означает «жеребенок», второй – «город»), ускакавшего от своих родителей вниз по течению Идели (Волги, - прим. Авт.) на один день пути (…), Большой Каньон(…),пристанище разбойников, воров, бродяг, спекулянтов и скупщиков краденого, татарско-еврейское гетто мясников, извозчиков, кожевенных и кузнечных дел мастеров, котел лингвистической похлёбки из русского, татарского и еврейского языков, притча во языцех нескольких поколений фельетонистов и бытописателей».

По словам Фаизова, автором той самой поговорки вполне мог быть «умеренный пьяница и балагур» дядя Миша. Перевод её звучит так: «Если нет денег, не поможет никакой доктор». Овраг – место пересечения культур и находка для лингвистов. Здесь и впрямь рядом стоят православный храм, мечеть, две синагоги и существует множество старообрядческих тайных мест.

- Когда мы командой проекта «Музейная долина» ходили в овражные экспедиции, - говорит Игорь Сорокин, - не могли не обратить внимание на межнациональные отношения. Могу сказать, они действительно братские. Глебовраг это как будто такой Советский Союз.

Глебучев овраг – из разряда необычных природных явлений. Это тектонический разлом – трещина в земной коре. Он расположен между двумя знаковыми для Саратова вершинами – Лысой горой и Соколовой – являет собой сдвиг геологических пластов. Его склоны – отложения эпох, между которыми миллионы лет. Воды, собравшиеся в речку на его дне – коктейль из сызранского водоносного горизонта, сеномана, атмосферных осадков и всего того, что саратовец ежедневно понемногу сливает в коллектор. Вообще у этой небольшой речки длиной порядка 12 километров весьма обширная водосборная долина. Границы её проходят с одной стороны по водоразделу проспекта Кирова и дальше вверх, по Большой Казачьей, в «Завокзалье». С другой – от района улицы Сапёрной через поля НИИ «Юго-Востока», СХИ до Аэропорта и парка Победы. Все талые и дождевые воды оттуда «прилетают» именно сюда. Долина граничит с двумя другими долинами, собирающими воду в речки Белую Глинку и Гусёлку.

- При правильном подходе мы смогли бы получить прекрасный парк, протяженностью в два с лишним километра, с «зеркалом» водной глади. Воды здесь много. Единственное условие – она должна быть чистой. У нас перед глазами есть прекрасный пример. Это спроектированный фортификатором Жаном-Виктором Понселе и построенный пленными французами каскад прудов городского парка, которые питаются естественными родниками. Саратов остро нуждается в очистных сооружениях. Согласно федеральному закону в Волгу нельзя «поставлять» грязные стоки. В ближайшее время они будут построены – это данность. Место, где они сейчас запроектированы – устье Глебучева оврага рядом с мостом через Волгу. Если это случится, мы «заткнём» в овраге сточные воды, утратив возможность использовать их для прудов-фонтанов-водопадов, и утратим прекрасный вид с набережной на Волгу и мост. Если же их построить выше, получим более двух километров реки и прекрасное место для отдыха, спорта, обучения, творчества – Музейную долину. Предлагаю считать это нашим первым проектным предложением и дать клятву верности, что будем его отстаивать на всех доступных нам уровнях!

История Глебучева оврага тесно связана с водой. И именно здесь вполне уместно открыть «Музей воды», где бы рассказывалось как о наших природных богатствах, так и об истории городского водопользования. Для его создания есть все предпосылки - документы, фотографии, артефакты (приборы, люки, колонки, чугунные трубы, части дубового водопровода и т.д.). Здесь уместно провести параллель нашего города с Римом. Вечный город, как известно, окружён холмами, изобилующими водой, которая по акведукам спускается в город. Пить чистейшую родниковую воду можно из любого фонтана. В XIX веке в Саратове была похожая ситуация. Благодаря настоящему гражданину города Василию Гришину был создан дубовый самотёчный водопровод. Водосборные галереи находились в нынешнем «Завокзалье», а бассейны с чистой родниковой водой были устроены на Митрофаньевской площади (район Крытого рынка), два возле Липок, ещё на Театральной и Горянской площадях (район сквера Первой учительницы). Но в 1870-е годы город значительно вырос, встал вопрос о постройке напорного водопровода из Волги. Заказ на его изготовление получила английская компания. К слову, именно этим водопроводом мы пользуемся по сей день и сохранившиеся на улицах колонки – «привет» из того времени. Деньги англичане считать умели, затраты окупались медленно, и, в конце концов, они подали на город в суд. Казанский окружной суд принял решение в их пользу: саратовские родниковые водопроводы должны быть «зачеканены».

- Так вместо блага – бесплатной родниковой воды на городских площадях – мы получили проблему, не решённую до сих пор – треснувшие дома, грибок, промоины, рваные дороги…

Немало известных имен связано с оврагом. Помимо уже упоминавшегося Анатолия Солоницына, можно рассказать о нашей гордости – олимпийском чемпионе Юрии Сисикине.

- Он настоящий герой. На олимпиаде в Токио в 1964 году Сисикин в решающем бою против олимпийского чемпиона поляка Франке за оставшиеся 12 секунд сумел нанести 3 укола, и наша команда выиграла золото. В 2008 году я был в университете штата Арканзас. Когда американцы услышали, что я из Саратова, первой их реакцией было: «О! Юрий Сисикин!» Я был потрясен. И да, он отсюда. Во Франции его спросили, какая у него школа фехтования. Он сказал, что фехтовать учился в Глебовраге. Утром все газеты, якобы пестрили заголовками типа «Олимпийский чемпион из Глебучева оврага». Играя с пацанами, он дрался на деревянных палках, отрабатывая приемы и волю к победе. Так что, здесь вырастают чемпионы.

И естественно, здесь сильны «актерские» традиции.

- Вот это место мы с актером кино Авангардом Леонтьевым несколько лет назад постановили назвать площадью Сергея Филиппова и Бориса Андреева. Оба они «из оврага». Есть история, которую мне рассказал наш музейный водитель Борис Дронов, живший в том же дворе, где был домик Филипповых на Кирпичной улице. Передаю без прикрас и домыслов. Было это где-то на исходе советских времен. Уже начались антрепризы, когда зритель шёл на имя. И вот, оба наших земляка приехали в город. Билеты все распроданы. А их нет. Пропали. День, два, три. Тишина. Перед зрителями извинились, билеты вернули. И тут они появились. Оказалось, они просто попали в овраг, где и дали свои концерты. Я думаю, это была прекрасная гастроль!

Еще одна мечта Игоря Сорокина – проект «Северная башня». На улице Северной, в самом углу первоначальной крепости, стоит пустующее здание бывшего Волжского райвоенкомата. Его логично использовать для прохождения альтернативной воинской службы. Ребята, отказавшиеся брать в руки оружие, вполне могли бы вооружиться лопатами, граблями и прочими инструментами во благо старого города. Начав с простого, по выходу со службы, они могли бы иметь уже реставрационные специальности. Условно говоря, эдакий «стройбат XVII века». Есть тут и парадная сторона. Совместно со специалистами-историками и военными реконструкторами можно было бы воссоздать оружие и форму саратовских стрельцов, чтобы патрулировать владения – сорок четыре квартала – на радость горожанам и туристам.

Пока это только мечты. Но, как говорится, было бы к чему стремиться. В завершении все предложенные проекты участниками экскурсии были приняты на «ура!» и единогласно.

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора