Григорий Явлинский в Саратове. С программой, но без амфор

В Саратов приезжал Григорий Явлинский. Кандидат в президенты. И хотя о том, кто станет президентом, все уже догадываются с тех самых пор, как он объявил о своем выдвижении, все равно лишний раз пообщаться с тем, кто представляет адекватную программу и умеет ее изложить, интересно. Ну я и пошел.

Только предварительные впечатления, увы, подтвердились. Есть, знаете ли, какое-то расхождение между программой, которой хочется следовать, и политикой ее автора, который, похоже, до конца останется в амплуа «сбитого летчика», монотонно повторяющего «почему же вы за меня не голосовали».

А ведь есть же, есть в Явлинском симпатичные качества. Интеллигентность, например. А то на фоне наших чиновников (особенно местных), которые общаются с людьми фразами типа «ну а что ж вы тут, оно ж само-то не туда, так и будем!», а то и вовсе хамством, иногда очень хочется умного и тактичного человека послушать. Да и однопартийцы его в большинстве своем – люди умные, приятные и профессиональные (каждый в своем деле), общаться – одно удовольствие. 

И программа у него действительно хорошая и правильная. Во всяком случае, во многом. Ну вот, например – перераспределение статей бюджета. Кому еще из здравомыслящих людей не хочется, чтобы бюджет из военного стал гуманитарным, чтобы огромные деньги с милитаризма и полицейщины (как будто мы живем в военное время) перераспределили на медицину и образование, которые уже просто загибаются? 

Или вот курс на прекращение противостояния со всем миром. Мы уже жили в стране, которой кругом мерещились враги, ежедневно пытающиеся ей подлянки разные строить. Ничем хорошим это выстраивание стен не закончилось по вполне объективным причинам. И опять нас, кажется, туда же тянут… Понятно, что пора бы уже с этим заканчивать. 

Но странное ощущение – человек говорит вроде здравые вещи, и ты был бы очень рад, если бы вся эта программа воплотилась в жизнь, а вот чего-то не хватает. 

Одна из разгадок, вероятно, в самой фигуре Явлинского. Дорогие «яблочники», ну нельзя же так! Вы, как демократы, совершенно справедливо говорите о необходимости смены власти, а сами в стотысячный раз выдвигаете кандидатом одного и того же человека. Пусть и умного, и опытного, и с хорошей программой, но если вы говорите о том, что от одних и тех же лиц в политике у людей уже психологически наступила усталость, думаете, вашего лица это не касается? 

А спрашиваешь – почему его-то? – в ответ: «а почему я не должен поддерживать человека, которого я уважаю?». Ну «уважаю» - это вообще наш народный аргумент, вон и Явлинский шутит про самогон. Но вот вы знаете, я друга своего уважаю. Профессионал своего дела, отзывчивый человек. Однако если бы кто-то его выдвинул кандидатом, мне бы и в голову не пришло его поддерживать, потому что на этой должности он смотрелся бы, скажем так, невнятно. А рассказы однопартийцев о Явлинском иногда напоминают рассказы о дедушке Ленине. Ну и еще впечатления единороссов от личных встреч сами понимаете с кем. 

Кстати, об уважении. Тут недавно все заинтересованные обсуждали интервью с Явлинским, в котором он напоказ настойчиво называл Алексея Навального не иначе как «этот персонаж». А ведь случись так, что того допустили бы до выборов, еще неизвестно, кто набрал бы больше голосов. Так что там насчет уважения-то?

Но ладно. Это отступление. На встрече, состоявшейся вечером 12 февраля, Явлинский ответил на множество вопросов. В частности, объяснил, почему его не видно на федеральных каналах – например, шесть лет он проработал депутатом в Петербурге, где создавал, в том числе систему ЖКХ. «Я просто работал, понимаете? Я не могу все время летать со стерхами, не могу нырять и доставать амфоры, не могу ловить вот такую щуку, в голом виде ходить…». 

Да это все понятно, Григорий Алексеевич. И правильно – шоу должны устраивать артисты и шоумены, а политики и чиновники в другой сфере работать должны. Но когда вы или ваши сторонники говорите о том, что о ваших делах не слышно потому, что СМИ подконтрольны власти… Я вам сейчас расскажу одну вещь. Тут недавно (только никому не говорите, ладно?) такую штуку изобрели – интернет называется. Один из ваших потенциальных оппонентов – как раз «тот персонаж» - благодаря ему себе, можно сказать, политическую карьеру сделал. И теперь на встречи с ним в каждом городе приходят сотни и тысячи людей, в том числе те, которые в интернете не сидят. Если будет возможность, и проголосуют.

Или вот еще пассаж. Отвечая на вопрос о том, зачем идти на выборы, где результат заранее предопределен, кандидат в президенты прямым текстом заявляет, что смысл не в том, чтобы победить, а в том, чтобы все услышали программу. И что если за него проголосует несколько миллионов человек, то власть не сможет это игнорировать и пригласит его в Кремль, где спросит, что бы он делал на их месте. И обязательно будет это делать. Вот, скажем, сейчас власть выполняет программу Зюганова и Жириновского…

Это вот, знаете, есть такие известные люди – какие-нибудь артисты, например. Они говорят, что видят все плохое, что происходит в стране, и идут во всякие властные и провластные организации, потому что нужно не воевать с порочной системой, а менять ее изнутри. Правда, потом почему-то, бывает, не очень видно, что конкретно они изменили, зато видно, как они активно участвуют уже в стопроцентно властных мероприятиях в поддержку ее, власти, политики. Надо полагать, не без выгоды для себя. Ну так то артисты – к ним претензий-то минимум, у них, в конце концов, работа такая – выступать где придется.

Но когда вроде как оппозиционный кандидат открыто заявляет о том, что цель его участия в выборах – не победа, а то, что его пригласит к себе президент, с которым, по логике вещей он как раз должен бороться (в политическом смысле)… То есть у нас такой понимающий и внимательный к чаяниям народа президент, что он будет прислушиваться к советам политических противников и руководствоваться ими в своих решениях? Григорий Алексеевич, а чего ж вы тогда с ним вообще сражаетесь-то? Ну вступили бы в «Единую Россию», глядишь, и министром экономики бы могли стать или советником каким. Вот и получили бы возможность постоянного доступа к первым лицам, не говоря уже о федеральных СМИ. Ну, если уж в этом ваша главная задача заключается. 

«Все реформы нужно делать на фундаменте русской истории, русской традиции и культуры. Это то, чего я не понимал двадцать лет назад. Меня часто спрашивают – что изменилось у вас за 20 лет? Умнее стал – вот что изменилось». Хотелось бы еще понять, что же такое «реформы на фундаменте русской культуры»… 

Заметно уставший, Григорий Алексеевич более всего напоминал этакого мудрого старца, к которому, конечно, можно приходить за советом, и он обязательно скажет правильные и бесспорные вещи, но доверять ему более-менее ответственную должность вряд ли кто решится. Когда он обреченно спросил: «Что ж вы за меня так плохо голосовали-то?», его стало даже жалко…

Уважаемые члены партии «Яблоко», а также примкнувшие к ним сочувствующие! Честно признаюсь – многих из вас я знаю и уважаю. Серьезно, даже голосовал за вас неоднократно. Но вот лидер ваш… Какой-то он… несменяемый, что ли… Это, кстати, тоже кого-то до боли напоминает.

Дмитрий МАРКИН, фото автора