Андрей Калганов: вторая волна коронавируса может привести к закрытию многих предприятий малого и среднего бизнеса

Президент России Владимир Путин увидел восстановление экономики России после пандемии коронавируса, которое якобы началось еще в июне. Об этом он заявил на совещании по экономическим вопросам. Путин отметил, что в спад в экономике России оказался меньше, чем в других странах. Он также высоко оценил действия правительства по поддержке экономики, отметив, что сейчас в России растет потребительский спрос.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ им. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Андрей Калганов:

- Тот факт, что после снятия карантинных ограничений активизировалась работа ряда секторов экономики, не подлежит сомнению. Но это еще не означает, что экономика восстановится до прежних, докарантинных показателей – с этим как раз все очень сложно. 

Хочется сразу оговориться, что приход второй волны коронавируса в России неизбежен. Я не эпидемиолог и не стану рассуждать о ее силе в плане заболеваемости, зато могу констатировать, что наша экономика до сих пор испытывает на себе эхо волны первой.

Эксперты-экономисты опасаются, что осенью закроются многие предприятия малого и среднего бизнеса и последует целая волна банкротств. У предпринимателей сегодня есть огромные задолженности, справиться с которыми они не в состоянии, а предложенные правительством меры поддержки касаются довольно ограниченного списка отраслей и предприятий. 

Все эти факторы заставляют сомневаться, что восстановление экономики действительно происходит. Да, из падения мы выходим, но далеко не так быстро. Впрочем, это относится и к другим странам – они тоже выходят из кризиса очень медленно, и это связано не только с самим кризисом, но и с тем, что мировая экономика подошла к нему в уже очень сложном состоянии, с явным замедлением темпов экономического развития. А во время коронавирусной пандемии задолженности компаний выросли, что совсем не прибавляет оптимизма. 

Что касается ситуации в России, то, судя по официальным статистическим данным, экономический спад в нашей стране действительно не так силен. Этому способствовали два фактора. Первый – относительно низкий, по сравнению с другими странами, удельный вес сферы услуг в российской экономике. А между тем именно эта сфера – фитнес- и бьюти-индустрия, общепит, туристическая отрасль, перевозки, развлечения и так далее – испытала основной удар карантином. 

Второе – в России куда больший удельный вес серого сектора экономики, невидимого для официальной статистики. У нас огромное количество предпринимателей официально не зарегистрированы, миллионы людей работают без трудовых договоров. Белый и серый сектора в российской экономике разграничить очень сложно – даже официальные предприниматели определенную часть бизнеса ведут по-серому. При этом меры государственной поддержки на серый сектор экономики не распространяются. Работники этого сектора лишились работы и пострадали в первую очередь, но эти страдания тоже остались невидимыми для официальной статистики. В общем, этот мощный удар коронавируса по серой экономике остался вне поля зрения государства, так что официальная картина стала выглядеть оптимистичнее, чем это есть на самом деле. 

Меры поддержки населения, предпринятые государством, я бы назвал вполне достаточными, в той части, которая касается потребительских бюджетов. Но при этом данные меры оказались существенно ниже, чем в других развитых странах. А уж что касается поддержки бизнеса, то тут Россия отстает от этих стран многократно. Например, правительство Германии тратит на эти цели около 15% ВВП, а у нас затраты составляют меньше 1%. Да, спектр мер поддержки был довольно широким, однако распределялись они очень жестко и далеко не на всех, так что в целом их масштаб мало впечатляет. С прекращением карантина, казалось бы, эта поддержка должна была активизироваться, однако этого не наблюдалось и не наблюдается.

Подготовил Иван Орлов