Зинаида Самсонова: «Обязанность регоператора устанавливать контейнеры не была прописана»

Смена оператора по вывозу коммунальных отходов произошла в Саратове так, что до сих пор на улицах видны огромные кучи мусора. Тем временем уже повысились расценки за данную коммунальную услугу. Лидер реготделения партии «Справедливая Россия», депутат облдумы Зинаида Самсонова рассказала о причинах мусорного коллапса в Саратове и шагах по исправлению ситуации.

- Изменения в системе вывоза мусора вызваны принятием федерального закона о едином региональном операторе. Принят этот закон был достаточно давно, поэтому, безусловно, к изменениям необходимо было готовиться заранее. К сожалению, в полной мере этого не произошло, и мы сегодня видим, что региональному оператору требуется определенное время, чтобы наладить работу.

Что касается цены на услугу, то действительно, она однозначно будет повышаться. И это вызывает много вопросов. По моей инициативе в Саратовской областной Думе была создана рабочая группа. В этом меня поддержал депутат Леонид Александрович Писной. В ходе заседаний рабочей группы мы детально проработали проекты типовых договоров с региональным оператором, для того чтобы они соответствовали федеральному законодательству. 

Потому что изначально те проекты договоров, которые были направлены юридическим лицам, управляющим организациям (а это напрямую касается жильцов многоквартирных домов), не в полной мере соответствовали федеральным требованиям.

Например, отсутствовало право выбора со стороны юридических лиц способа учета твердых коммунальных отходов, предлагался лишь один вариант – исходя из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Не была прописана обязанность регионального оператора устанавливать контейнеры и содержать их, более того, даже не было четкого определения понятия «контейнер».

В настоящий момент мы согласовали типовые договоры, которые предусматривают обязанность регионального оператора обеспечить наличие контейнеров на контейнерных площадках в нормативном количестве, обязанность заменять поврежденные контейнеры, обязанность регоператора осуществлять подбор упавшего при погрузке мусора.

Принципиальным моментом стало то, что юридические лица и бюджетные организации получили право выбора, как именно осуществлять учет объема твердых коммунальных отходов: исходя из фактического количества и объема контейнеров при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц; исходя из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; исходя из нормативов накопления мусора. 

Типовые договоры для ТСЖ и управляющих компаний теперь также предусматривают возможность вести учет мусора «по факту», если у таких организаций закрытые от посторонних контейнерные площадки. Изменив, таким образом, типовые договоры, мы избежали удорожания услуги в разы. 

Теперь региональному оператору, муниципальным властям
необходимо проводить разъяснительную работу, чтобы все, кто заключает договора, знали о возможности выбора ими наиболее приемлемого для них способа учета объемов вывозимого мусора. 

Как минимум, все виды типовых договоров (для юридических лиц, для бюджетных организаций, для ТСЖ и ЖСК, для ИЖС), на мой взгляд, должны быть вывешены в открытом доступе на сайте регионального оператора, сайтах муниципалитетов области. Потому что сейчас не все организации понимают, как себя вести в новых условиях, какие именно договоры заключать.