Виктория Федорова: врачам некуда госпитализировать саратовцев, перепивающих на самоизоляции

Согласно данным Росстата, по итогам первого квартала Саратовская область заняла второе место среди российских регионов по скорости вымирания населения. В январе-марте у нас родилось в два раза меньше граждан, чем умерло — 4396 и 8656 соответственно. При этом Минздрав отмечает повышенную смертность людей трудоспособного возраста. Как считает главный нарколог ведомства Евгений Брюн, на ситуацию негативно влияет не только вирусная нагрузка, но и злоупотребление алкоголем.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировала медицинский журналист, член Общественного совета при министерстве здравоохранения Саратовской области Виктория Федорова:

- Соотношение родившихся и умерших может говорить о чем-либо, если население региона стабильно. А что мы видим в Саратовской области? Молодежь уезжает в столицы за лучшей долей – и кому рожать? А пожилые люди никуда не мигрируют и уходят в мир иной здесь – вот смертность и растет. 

Конечно, режим самоизоляции лишил нас привычной активности – работы, общения, прогулок, занятий спортом. Освободившиеся время и энергию люди тратят по-разному, в том числе едят и пьют, и не всегда в меру. Тем более, что все это делается в состоянии стресса, который многие из нас испытывают. И нарушение пищевого поведения, и злоупотребление алкоголем, конечно, негативно сказываются на состоянии здоровья – начинаются проблемы с поджелудочной, с печенью и так далее. 

В обычное время со всеми этими проблемами человек пошел бы к врачам, обследовался, и проблемы выявились бы и решились на ранней стадии. Сейчас у людей полно свободного времени, чтобы разобраться с медицинскими проблемами, до которых до сих пор не доходили руки. Но все учреждения «заточены» на борьбу с коронавирусом и на экстренную помощь. В итоге проблемы накапливаются, и никто не знает, чем это все кончится. На мой взгляд, даже в это время было бы неплохо наладить медицинское обслуживание в обычном режиме – может быть, при соблюдении некоторых мер безопасности, в масках-перчатках, разграничивая прием разных пациентов по времени, но все-таки. 

А относительно любителей горячительного ситуация еще тяжелее. У нас расформированы почти все токсикологические отделения – остались только наркологические отделения при психиатрических больницах. И что делать с человеком, который перепил? Обычно таких пациентов, порой с делирием и другими тяжелыми симптомами, госпитализируют в терапевтические отделения, где они не получают полноценной специализированной помощи, зато все их «сопалатники» получают массу проблем и неудобств. Мне кажется, эпидемия и в этом отношении нас многому научит, и, возможно, ситуация все-таки изменится к лучшему. 

Многие россияне раздражены режимом самоизоляции и уповают на введение режима чрезвычайной ситуации. Понятно, чего они от него ожидают – гарантий занятости, финансовой и иной помощи от государства. Но никакой режим не поможет нам решить проблемы, связанные с собственным здоровьем. Здоровое питание, физическая активность, отказ от вредных привычек были и остаются делом только наших собственных рук.

Подготовил Иван Орлов