Саратовский журналист Николай Яковлев выставил в соцсетях на продажу карандашный портрет Сталина работы 1938 года.
«1938-й год. Портрет Сталина доверено рисовать единицам из тысяч художников, считающим за честь отразить образ Вождя. А он, простой смертный, был удостоен высочайшего доверия в дни, когда в Саратове в ночь арестовывалось по 300 человек и расстреливалось по росчерку трех вершителей 20.
Врагов народа! Были ли обреченные врагами вождя и тех, кто ставил свою закорючку под списком Возмездия и нажимал курок револьвера перед безымянным затылком? Сомневаюсь!
Не был врагом обреченных и тот, кто вложил талант и душу, чтобы простым карандашом изо дня в день, штрих за штрихом, черточка за черточкой, каждой выверенной точечкой проявить на большом белом листе образ властителя дум и судеб людских.
Образ удался! Судите сами. Портрет удостоился чести украсить кабинет самого высокого вершителя людского – жить или не жить...
А потом произошла ломка. И портрет вынесли из кабинета, как и вождя из Мавзолея. Однако, выносивший не уничтожил портрет и расположил его в скромном кабинете первого отдела саратовского машиностроительного завода, где стал начальником на долгие годы.
Тут и свела судьба молодого редактора многотиражки с Начальником и Вождем. Опальный начальник, прошедший фронта в СМЕРШе, и журналист, дитя войны, вступивший в комсомол 5 марта 1954 года и в партию 5 марта 1968 года. И был уже 1972 год, время замены детей Дзержинского на питомцев Андропова.
Уходя на покой, начальник подарил мне Вождя. Посчитал достойным. Почти 50 лет я берег реликвию героизма и человеческого падения. Берег творение таланта. И вот приходится расстаться.
Портрет Вождя должен помочь мне в трудной жизненной ситуации, банальной для времени когда каждый за себя. Думаю, найдется ценитель истории, судеб и таланта, который обменяет деньги на этот раритет», - написал Яковлев на своей странице в Фейсбуке.