08:37 22 августа 2017 ID (2222)
Председатель комитета по ЖКХ Саратовской облдумы Сергей Нестеров и глава ОП Александр Ландо обвинили в проблемах обманутых региональных дольщиков бывшего губернатора Павла Ипатова. По их словам, он должен исправить те ошибки, которые совершил во время работы с якобы аффилированными ему строительными фирмами.
Крайне любопытно было бы узнать реакцию на такое предложение самого экс-главы региона. Может, он и впрямь согласится заняться «устранением ошибок»?
Меж тем, специалисты НИУ ВШЭ сообщают, что регионы страны постепенно выходят из депрессивных состояний. Рост экономической активности зафиксирован в промышленности. Впервые за 2,5 года поднялась активность в оптовой и розничной торговле. Новости, конечно, приятные. Странно, что не все осознают перемены к лучшему. Видимо, для того, чтобы эти позитивные изменения почувствовали на себе рядовые граждане в своей повседневной жизни, должно пройти какое-то время. Пока это замечают только специалисты.
Тем временем в Москве состоялся круглый стол, посвященный сохранению объектов культурного наследия в Саратовской области. Главной темой стала успешно применяемая в столице программа «Аренда за 1 рубль», которая позволяет объекты в неудовлетворительном состоянии передавать в аренду через аукцион. Обязательным условием, является ремонт или реставрация. В Саратовской области апробировать данный механизм решено на «Казармах Деконского, кон. XIX в.».
Как на это смотрят наши эксперты – известные саратовские политики, депутаты, общественники, журналисты? Они ответят на три вопроса:
1) Согласны ли вы с тем, что в проблемах обманутых дольщиков виноват Павел Ипатов? Если нет, то кто, по-вашему, виноват в происходящем?
2) Российские ученые фиксируют рост экономической активности в промышленности, оптовой и розничной торговле. Наблюдаете ли вы обозначенные тенденции на примере Саратовской области?
3) Поддерживаете ли вы идею применить в Саратовской области программу по сохранению объектов культурного наследия «Аренда за 1 рубль», которая работает в Москве?
Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ
1) Отличная идея, напоминающая старый анекдот о трёх конвертах. Удивляет разве только то, что заговорили об этом два таких видных политика и общественника. Неужели и они считают, что пора уже начинать нынешним руководителям готовить свои записки - «обещай» и «вали всё на меня». Напомню, что третья записка из анекдота - «начинай готовить конверты».
Конечно, в ситуации с обманутыми дольщиками, в первую очередь, виноваты нечистые на руку застройщики, которые обманывали доверчивых клиентов и, вероятно, пособниками были властные структуры. Но это я говорю об абсолютном мошенничестве. Но ведь дома не достраивались и по другим, самым разным причинам.
Так что, по большому счёту, виноватых в той ситуации, которая сложилась с обманутыми дольщиками много — по идее это все контролирующие, разрешающие и правоохранительные органы.
А ведь эта проблема не вчера возникла. Лично мне известны случаи, когда люди в этом году отмечали очень грустный юбилей — десятилетие статуса «обманутый дольщик». То есть на протяжении десяти лет власти был абсолютно «параллелен» этот вопрос, но вот сейчас, в преддверие выборов в Саратовской области, началась настоящая пиар-кампания по этой теме. Совпадение?!
О том, насколько власть серьёзно относится к этой проблеме, станет известно довольно-таки скоро. Но у меня есть серьезные опасения в том, что весь пар уйдёт в свисток и скоро эта тема сама собой потухнет. По крайней мере, на территории нашего Саратовского региона. И тогда вдвое «жальче» будет тех обманутых дольщиков, которые вполне могут оказаться дважды обманутыми!
2) Нет, конечно! На мой взгляд, тут надо понимать одну простую истину — вся эта статистика делается исключительно для успокоения чиновников. Ну, и чтобы нижестоящие руководители смогли доложить вышестоящим о том, что жизнь-то, мол, налаживается!
Население же мало того, что не верит этим данным, но даже и не читает их. А постепенный выход из кризиса сразу смогут заметить по своему собственному кошельку! Но судя по ценам в магазинах, по тарифам на ЖКУ, по всему остальному, что так или иначе связано с деньгами, саратовский регион точно не выходит из кризиса. Не могу говорить о других регионах, но думаю, что там картина мало чем отличается от нашего.
Специально для чиновников я могу ещё один индикатор выхода из кризиса предложить. По итогам первого полугодия 2017 года на территории страны на 9% выросли продажи сверхдорогих автомобилей. Из них 70% таких автомобилей было куплено в Москве и Подмосковье. Вывод: растёт благосостояние россиян! Могут себе позволить!
Если серьезно, то это как раз и показывает картину классового расслоения в России. Кому кризис, а кому мать родная! Кто-то по копеечке считает, да рубли откладывает, а кто-то пятый Кадиллак покупает!
3) На этот вопрос у меня есть свой любимый ответ: гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Со стороны, кажется, что это вполне разумная идея. Но лично мой уровень доверия к власти таков, что я не удивлюсь, если через какое-то время мы станем свидетелями какого-то скандала, связанного с «Арендой за 1 рубль». Посмотрим…
Роман АРБИТМАН, публицист, критик
1) Александр Соломонович неглубоко копает. На самом деле во всех наших региональных проблемах виноваты бояре (или кем они там были?) Туров и Засекин, которые основали Саратов именно на Волге – в условиях климата, который вот уже несколько веков не позволяет нам строить нормальные дороги, поднимать экономику и радовать дольщиков. Если бы означенные Туров с Засекиным, например, основали Саратов на берегах Гудзона, то у нас были дивный рост ВВП и Эмпайр Стейт Билдинг. Правда, в этом случае сам Александр Ландо лишился бы работы, потому что жители Нью-Йорка (которым бы и стал Саратов) просто не поняли, для чего вообще нужен этот джентльмен на неплохом окладе.
2) Может, специалисты НИУ ВШЭ и разбираются в цифрах, но не в медицине. А любой психиатр вам скажет, что депрессия – довольно неприятное заболевание, и быстро выйти из этого состояния невозможно. Да, бывает ремиссия, когда человеку, глядящему на цифры, чудится, будто в его промышленности и розничной торговле началась активность. Но стоит человеку отложить статистические справочники и выйти на улицу, как все иллюзии моментально развеются. Так что в нашем регионе, например, бороться с депрессией можно одним способом: не выходить на улицу.
3) Практика показывает, что объекты культурного наследия довольно часто вдруг начинают гореть, а иногда сгорают почти дотла. В этом случае аренда подобных объектов за символическую цену имеет важный экономический смысл. Ведь если теперь, Боже упаси, с казармами Деконского случится то же, что и с тюзом или провиантскими складами Рейнеке, власть могут сказать, что области нанесен незначительный финансовый ущерб – размером в 1 рубль.
Александр ЕРМИШИН, руководитель саратовского городского отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь»
1) Вспоминая классика «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Полагаю, что и причин, повлекших возникновение проблем с обманутыми дольщиками, довольно много, и ситуация по конкретным объектам может отличаться. Диапазон довольно широк, насколько я понимаю, от сознательного мошенничества со стороны застройщиков и коррупции разрешающих органов до «дыр» в законодательстве и банальном неграмотном управлении инвестиционным проектом. В этом смысле у каждого объекта может быть свой круг виновных, хотя они могут и пересекаться. В этом действительно нужно конкретно и подробно разбираться.
Тезис об ответственности губернатора за все, что происходит в регионе, вполне разумен, но носит довольно общий характер. А вот обвинения в аффилированности к «проблемным» строительным фирмам вполне конкретны и, в случае их подтверждения, безусловно, переносят вину, в том числе и на экс-губернатора области.
2) Я не знаком с такими исследованиями. Что значит «рост экономической активности зафиксирован в промышленности»? Набрала 73% вместо 100%? Так какой же это рост?! То же самое и по «активности в оптовой и розничной торговле». По моим ощущениям мы как «упали» после известных внешнеполитических событий, так и барахтаемся около той отметки экономической активности.
3) Передавать объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, в аренду по льготной ставке позволяет статья 14 закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Существенным условием договора аренды ОКН по льготной ставке является обязанность арендатора провести работы по сохранению такого объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством, причем в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи объекта в аренду.
При условии строгого соблюдения охранных обязательств, беспристрастности и некоррумпированности контролирующих органов мне кажется, что данный механизм вполне приемлем и жизнеспособен и даст шанс на восстановление и сохранение «бесхозных» объектов.
Но проблема сохранения ОКН гораздо шире! В плачевном состоянии находятся не только «бесхозные» объекты, но и те, которые находятся в частной собственности. Например, дом князя Баратаева по ул. Мичурина. Он, хоть и числится в реестре ОКН федерального значения, но, насколько я знаю, полностью приватизирован жильцами, находится в плохом состоянии, и в данном случае ни о какой льготной аренде за 1 рубль речь идти не может. Нужно искать иные механизмы.
Но, повторюсь, «вдохнуть жизнь» в рамках охранных обязательств, передав объект в льготную аренду инвестору, а значит, и сохранить таким образом часть объектов, можно и нужно.
Дмитрий ПЬЯНЫХ, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР
1) Вопрос с обманутыми дольщиками довольно долго висел в воздухе, это сложный вопрос, почему принималось невероятное количество мер, вырабатывались какие-то решения. Но итогового решения, какого-то выхода из ситуации очень долго не могли найти по каким-то причинам. Сейчас, когда этим вопросом занялся спикер Госдумы, все как-то быстро и легко решилось, обозначилось в сроки вполне понятные людям. Я конечно не профессионал в строительной сфере и не могу оценить реальность выполнения и качество таких работ за такой промежуток времени. Видимое решение вопроса лежало на поверхности, необходимо было просто принять волевое решение, что и было сделано. Возможно, это связано с предстоящей выборной кампанией, возможно, это реакция на уже наболевший вопрос, который мог вызвать общественное недовольство, и тогда уже пришлось бы принимать более кардинальные решения.
Что касается аффилированности строительных компаний, то мне об этом судить сложно, я не являюсь представителем правоохранительных органов, но если об этом вслух заявляют представители правительства, то, думаю, правоохранители займутся этим вопросом.
2) Рейтинги, которые проводятся на федеральном уровне, не совсем точно отражают специфику каждого региона. Даже не принимая во внимание Москву, можно говорить о совершенно разных уровнях достатка населения. Это зависит от множества факторов, начиная от кадрового потенциала и заканчивая политической обстановкой в регионе. В своем отчете за 2016 год правительство заявило о росте промышленного индекса в 103%. Это явно не отражает те цифры, которые дает ВШЭ. Что мы видим по факту? Низкий уровень жизни, разрушенную инфраструктуру, в Саратове убитые городской электротранспорт и Саратовводоканал. Вот это и есть показатели. Мы видим высокие цены на воду, низкое качество питьевой воды. Это и отражает реальную действительность, а не рейтинги ВШЭ. В ходе предвыборной кампании мы проводим много встреч в районах, и многие жители просто доведены до отчаяния нынешним положением дел. Все ждут изменений, причем не на бумаге, а на деле, по факту.
3) Не так давно, будучи в Самойловском районе, мы наблюдали картину в самом районном центре, когда стоят посреди города муниципальные здания, которые вообще никак не используются. И это решение круглого стола я однозначно поддерживаю, если есть задания, которые можно использовать в коммерческих, культурных, общественных или других целях, где есть готовность поддерживать здание в хорошем состоянии. Гораздо хуже, когда здания стоят не задействованные и рушатся. Понятно, что и в этом решении не стоит доходить до крайности и отдавать исторические памятники под магазины алкогольной продукции, а предоставлять здания общественным организациям думаю вполне приемлемо. Саратовское отделение ЛДПР с удовольствием взяло бы несколько зданий в городе для использования в партийных целях, и содержало бы их в достойном состоянии.
Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта
1) Выступление, мягко говоря, странное. Видимо, авторы решили хоть как-то поучаствовать в актуальной теме, хотя непонятно, что им мешало озаботиться вопросами обманутых дольщиков раньше. Не поиском виноватых, а именно совместной проработкой решения по каждому из адресов. На мой взгляд, такая возможность была и остается сейчас. Остальными вопросами пусть занимаются правоохранительные органы.
2) Не владею статистикой и конкретными цифрами по Саратовской области, но тенденция, которую отметили специалисты Высшей школы экономики, прослеживается в нашем регионе.
3) В целом считаю, что метод может применяться. Но, боюсь, что при жестко обозначенных условиях использования объектов культурного наследия, желающих вложиться в реставрацию найдется не так много, а сам поиск затянется на годы. Нужно не просто скопировать, а изучить опыт Москвы и адаптировать его к саратовским реалиям, чтобы программа заработала.
Лидия ЗЛАТОГОРСКАЯ, председатель саратовского отделения Союза журналистов России
1) С «назначением» виноватого не согласна. Так сказать «инициатива» Сергея Нестерова и Александра Ландо не оригинальна. Представляя интересы электората, то есть широкие слои населения и гражданского общества, и тот и другой могли бы давно забить тревогу. Но молчали, наверно, слишком проблема глобальная, боязно затрагивать интересы сильных мира сего, не по зубам.
В каждом отдельном случае с обманутыми дольщиками первопричина — попустительство органов самоуправления и бездействие контролирующих органов. Это мое твердое убеждение. До начала сбора денег застройщик должен предоставить набор документов: отвод земельного участка, прикрепление к сетям, подъездные дороги с твердым покрытием. Это ведь азбука! Сами дольщики, соблазнившись ничем не подкрепленными обещаниями и рекламой, тоже виноваты в том, что оказались слишком доверчивыми. Рынок жилья перенасыщен, у застройщика не хватает оборотных средств. Тогда зачем влезать в эту авантюру?
Мошенничество процветает, доведение до банкротства с целью вывода средств и их присвоения сплошь и рядом. Сколько нам на Саратовскую область надо доверенных и уполномоченных лиц, чтобы разгрести это позорное явление? Бездействует министерство ЖКХ и строительства, устранились от горячей темы депутаты, Общественная палата. Оказались беспомощными журналисты, которых не слышат правоохранители.
Коллапс доверия, пессимизм, личные трагедии людей. Совершенно конкретных, наших людей, у них рушатся планы, а то и семьи, рушатся безвозвратно — с учетом попадания в черные списки должников, снижения доходов, потери рабочих мест. Вот все это в своей работе должны учитывать губернаторы, ведь они представляют государство. И бывшие и будущие.
К большому сожалению, никакой компенсации обманутым дольщикам не положено. Скажем, если разоряется банк, вкладчикам государство возвращает деньги из резервного фонда. А здесь — нет. И ни один причастный к трагедии министр не ушел в отставку, как не оправдавший доверие людей. Как вон в Тайване из-за трехчасового перерыва подачи воды!
2) У меня такое впечатление, что кроме торговли, все остальные отрасли стагнируют. Нам даже в научном коммунизме, помнится, объясняли, что рост показателя по платным услугам — это прямое доказательство уровня доходов населения. А здесь на 45 процентов спад, в строительстве спад на 32 процента. А значит, никакого роста промышленности в принципе не может быть.
А могло бы быть иначе в нашей, отдельно взятой Саратовской области. Но реальность суровая и противоестественная. При наличии перепроизводства электроэнергии — постоянный рост тарифов. Для малого бизнеса, к примеру, в Хвалынске, квч электроэнергии вырос до 8 рублей, 5 рублей стоит кубометр природного газа. Малый бизнес также задушен налогами. Какой рост и где нашли ученые?
3) Москву с Саратовом некорректно сравнивать по уровню мотивирования коммерческого сектора к сохранению объектов культурного наследия. Может, кто-то небеден и патриот родного города, но платить за престиж невыгодно. Да и поддержка нужна, и благоприятная общественная атмосфера. Для меня самый неудачный пример — реставрация школы № 99. Скоро рухнет, и никому нет дела. И спросить некому. Ау, Сергей Нестеров и Александр Соломонович?!
Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) В те времена, когда «режим Ипатова» плодил «обманутых дольщиков», Ландо тоже не в ссылке был, а, как будто, правами человека занимался и в думе заседал, успешно решал свои финансовые, жилищные и организационные вопросы: получил персональную пенсию, квартиру и устроил родственников на непыльные места в облдуме.
Теперь поступила команда «фас» и надо первым «крикнуть из кустов», что мы и видим.
Инициаторы, видимо, полагают, что наезд на Ипатова приведёт к его сговорчивости, и он отстегнёт от щедрот своих общественным деятелям и думцам, а также их друзьям, а они успешно решат проблемы, созданные ими же в Балаково, при банкротстве «Саратовгэсстроя».
Ну не отдавать же отнятый завод ЖБИ и всё остальное для решения проблемы дольщиков, не для того боролись. Вот пусть Ипатов и платит.
Но почему-то мне кажется, что затея сия плохо кончится для инициаторов. Ведь прокурор может поинтересоваться: как же так произошло и кто виноват? Тогда ещё одно дело может появиться, уголовное, и мы много чего узнаем. Аффилированные фирмы были не только у Ипатова и его министров.
2) Где ВШЭ берёт свои цифры - нам неведомо, может сама их рисует. Но падение розничной торговли, услуг и продаж на строительном рынке, соответственно, снижение объёмов строительства, отчётливо показывает, что денег у народа нет, даже на питание и платежи, не то, что на квартиры.
Как бы Писной и другие строители не уменьшали свои квартиры до пчелиных сот, всё равно их не продать. Денег по-прежнему нет, и не предвидится, несмотря на выборы и град обещаний. На граде обещаний града не построишь, хоть лопни.
Рост в оптовой торговле понятен - рост цен случился даже в большем размере, чем показано у ВШЭ. Только может так случиться, что скоро всё рухнет и начнутся банкротства торговых сетей и оптовых складов. Выборы пройти успеют, можно не переживать, переживать надо будет потом: куда бежать и где прятаться.
В Саратовской области, несмотря на 4 миллиона тонн зерна, ситуация не лучше. Зерно, как и раньше, скорее всего, продадут куда подальше, а потом как придётся: может денег дадут, а может новую работу предложат. Осень покажет, чьи цыплята выживут.
3) Странно, что совещание прошло в Москве, а не в Лондоне, там значительно больше инвесторов и денег. Продавать так продавать, может, кто и деньги на родину вернёт.
А так, мероприятие больше похоже на последний хапок перед выборами - отдать за рубль, а откат себе, и на Канары.
Ничего не мешало сделать так раньше и предложить владельцам и арендаторам домов в центре города провести их ремонт в обмен на налоговые льготы и платежи. Так и тротуары можно было в порядок привести. Но не случилось, девчонки из «Стрелки» тоже не подсказали.
Приватизация 90-х годов, в виде передачи магазинов с условием сохранения профиля и персонала, показала, что взять-то взяли, а вот условия не исполнили. Где те магазины?
Также и сейчас. За рубль взять и пообещать можно, как с концессией Водоканала. Вот исполнять не обязательно при нынешней саратовской власти.