11:47 16 сентября 2019 ID (10143)
Анапа – шумный курортный город, но несмотря на внешнее благополучие местные жители и здесь высказываются о своей власти максимально критически.
В Анапу едут преимущественно с детьми. Огромный песочный пляж, растянувшийся на пару десятков километров, тому способствует. А еще в море можно идти долго, и по-настоящему глубоко станет метров через 150-200. Это как большой бассейн. Не утонешь.
Говорят, сюда ежегодно приезжают миллионы. Мечта саратовского губернатора Валерия Радаева применительно к Саратовской области. Причем помноженная на 7-8.
В городе очень чисто. Тот случай, когда кроссовки после двух недель пребывания чистить не нужно. Моют, подметают. Сложно даже представить, каковы поступления в местный бюджет от туризма. Поющие фонтаны возле городской администрации – как символ процветания и курортного режима работы местных чиновников.
Однако проблемы существуют и здесь, на юге России. Регулярно случаются перебои с водоснабжением. Сила напора на протяжении дня все время меняется. Менее чем за две недели пребывания в Анапе у нас дважды исчезал свет. В первый раз – почти на сутки. И, вероятно, случается это постоянно. Ибо у каждого кафе на набережной – свой бензиновый генератор. Некоторые – размером с трактор.
Встретился с местным жителем, бывшим хозяином нашего жилья. Тот перешел на полушепот, говоря о том, что творит местная администрация. Мол, с прежним руководством была договоренность. По поводу того, что никакие работы в сезон, когда собственно и зарабатываются деньги, проводить нельзя. С новой метлой всё иначе.
Как говорится, за что купил, за то и продаю. Мне Анапа нравится. Местным жителям, наверное, тоже, но отношения с властью и тут непростые.
Вспомнились и более ранние приезды сюда же. И ровно те же самые разговоры, смысл которых сводился к одному – вот раньше была власть так власть, а эти…
То есть уровень благоустройства на отношение к слугам народным не влияет совершенно. Поскольку их всегда есть, в чем упрекнуть. Уж это традиция такая.
Ну а почему всякий новый начальник на посту мэра или губернатора хуже предыдущего, объясняется легко. У нас ведь любая власть – это, прежде всего, возможность. В первую очередь – сделать что-то хорошее для людей. А уже в рамках этой возможности всегда живет другая, более конкретная – сделать что-то хорошее для конкретных людей. И не спешите клеймить позором очередного градоначальника. У него ведь тоже есть родственники, которые вопиют!
Кого взять на место председателя какого-нибудь важного комитета – профессионала или человека, за которого поручилась теща? Многие ли в этой ситуации пойдут против своей семьи? Разве не важней всего погода в доме? Любой кадровый вопрос решается коллегиально. То есть не тобой. Это ведь только кажется, что ты теперь самый главный. Окружающие быстро поправят…
А тут еще жена нашептывает – не будь дураком, все хапают, и ты бери! И друзья бурчат, что такой-то подряд лучше отдать их фирме, поскольку они заработают и сделают наверняка лучше, чем кто бы то ни было. И уж они бы точно именно так поступили, кабы они были во власти, а он к ним пришел с такой просьбой. И вроде бы всё по-человечески – и друзьям помог, и городу хорошо сделал. А то, что процедуры там какие-то не совсем ровно прошли, так до него и не такое случалось. Примеров-то полно.
В сущности, каждый новый руководитель добирает то, что до него не добрали предыдущие начальники. И потому Иванов, предшествовавший Петрову, всегда будет лучше. Он же не подгреб под себя бизнес на эвакуаторах, а этот подгреб. И кто в этой ситуации вспомнит, что Иванов подгреб всю более-менее дорогую муниципальную землю…
И каждая новая команда начинает с кулуарных вздохов – мол, всё растащили до нас. А потом оказывается, что не всё. Да всегда что-то есть! Ну из того, что плохо лежит. И которое можно переложить получше.
Собственно и в народе считают нормальным, что власть нужна для набивания карманов. Если она что-то еще и для людей делает, это замечательно. Но если совсем перестанут воровать – граждане не поймут.
Точно так же лояльно относятся жители российских городов к тому, что у чиновников большие зарплаты, служебные авто и масса других привилегий. Хотя задайся вопросом, от кого больше пользы – от опытного хирурга или вон от того толстяка с бегающими глазенками – ответ всем очевиден.
Просто устоялся уже стереотип большого начальника – круглолиц, нагловат, вороват, оброс связями. И присказки-поговорки про то сочинили – о телефонном праве, о том, что деньги в тюрьме не сидят.
И даже так: не соответствуешь хоть в чем-то стереотипу – становишься посмешищем. Пытаешься выделиться, начать действовать в обход давно устоявшихся схем, вертикалей и горизонталей, - система отторгает как инородное тело.
А нелюбовь населения, раздражение по поводу красных морд и дорогих костюмов, ненависть при знакомстве с их декларациями об имуществе и доходах и пр. идут в комплекте со стереотипом. Возможность побухтеть, поругать, повозмущаться – в реальной жизни или в соцсетях – единственная радость маленького человека.
Хоть в Анапе, хоть в Саратове.
Константин Серов, фото автора