Топ-менеджмент в золоте и шоколаде

Годовой доход главы Саратовского отделения ГУ ЦБ Екатерины Бирюковой составил почти 9 млн. рублей. При этом Центробанк в целом отчитался о рекордных убытках по итогам 2017 года. Конечно, в декларации могут быть отражены доходы не только от профессиональной деятельности. Но годом ранее дама получила почти такую же сумму, а в 2015 году – более 6,4 млн. рублей. Динамика более, чем приятная…

В советские времена легенды ходили о зарплатах авиаконструкторов и директоров заводов. Они превышали доход среднестатистического работяги раз в десять. Но чтобы стать авиаконструктором, нужно было иметь талант и всю жизнь учиться. Чтобы стать директором крупного предприятия, необходимо было пройти все ступеньки – рабочий, мастер, начальник цеха…

С развалом Союза правила игры поменялись. Сначала негласно узаконили вот эту разницу в доходах между клерком среднего звена и главой госструктуры. Вдруг решили, что представители верхушки должны загребать суммы, сопоставимые с бюджетами районных центров. А то и областных.

А потом стали внедрять в массовое сознание мысль о том, что негоже считать деньги в чужих карманах. Забывая обычно, что это наш карман. Это мы платим зарплату финансовым, газовым, нефтяным и железнодорожным королям, чиновникам и депутатам. 

И вот еще – «он должен получать достойную зарплату, чтобы не было желания воровать и брать на лапу». Это про силовиков так говорили, про судей, депутатов и чиновников. Почему-то учителей и врачей, библиотекарей и скрипачей такой подход не коснулся. В итоге приличные зарплаты сегодня только у представителей власти и тех, кто их охраняет.

Причем часто есть ощущение, что ребята огребают совершенно незаслуженно. Взять ту же Госдуму. Вам напомнить, какие законы они напринимали в последние годы или перечислить эту спортивно-артистическую компанию "профессионалов"?

Уже много лет действует закон о госзакупках. Ни одна школа или больница не могут сегодня приобрести комплект шариковых ручек без того, чтобы не разместить заказ на соответствующем сайте. Далее заинтересованные лица участвуют в аукционе на понижение. То есть бьются за право поставить в школу искомое по наиболее низкой цене. В результате бюджетная организация зачастую приобретает всякую дрянь, но это другая история.

Почему этот закон не применим к менеджменту? Разве директорами школ у нас работают самые одаренные? По этой причине они получают более сотни тысяч целковых в месяц? Или вот областные министры. Стонут от обилия проблем и груза ответственности, но раз в год гордо отчитываются о своих миллионных доходах. 

Незаменимых нет. Возвращаясь к тому же Центробанку, хочется спросить у местных экономистов-финансистов: кто готов возглавить эту структуру не за 9, а за 5 миллионов в год? А за 4? За 2? Уверен, мы найдем и профессионала, и деньги сэкономим.

Нормальная практика. Оптимизация. Чем школы и ФАПы на селе закрывать из-за отсутствия денег, лучше найти эти деньги. Там, где их пуляют без счета и нужды. Просто потому, что нужно отблагодарить полезного человечка за какие-то прежние услуги.

Кто готов стать министром сельского хозяйства за зарплату вдвое меньше той, что получают нынешние руководители ведомств? Готов ли кто-то трудиться уполномоченным по правам человека или ребенка не за 100 с лишним, а за 40 тысяч? Если нет желающих, вопрос снимаю, но, мне кажется, желающие найдутся.

И никогда не соглашусь, что ответственность какого-нибудь туристического министра в разы выше, чем у хирурга. Хотя по зарплате разница именно такая. 

Не могу согласиться с тем, что пенсия депутата Государственной или даже областной думы, равно как какого-нибудь замминистра, проработавшего в этой должности 2-4 года, должна так существенно превосходить пенсию педагога, отпахавшего 40 лет в школе.

Почему ректор огребает в десятки раз больше заслуженного профессора? Кто более ценен для вуза? Согласен, ситуации бывают разные. Если глава придумал что-то такое, благодаря чему учебное заведение заработало кучу денег на реализации каких-то научных проектов, это одно. Но если просто сократили количество бюджетных мест, заменив их коммерческими, то это опять же за наш счет!

Пусть руководитель топ-звена получает миллионы, если бюджетная структура под его руководством добилась больших успехов. Возможно, это будет свидетельством его управленческих талантов. Но почему при убытках эти миллионы должен выкладывать  из своего кармана налогоплательщик? Да налогоплательщик с удовольствием починил бы на эти деньги дорогу в своем дворе. Асфальт бы купил, а не отправил бездарного управленца отдыхать на острова.

Больше скажу, если ограничить зарплаты руководителей не их аппетитом, а здравым смыслом, опирающимся на экономическую ситуацию в стране и, простите, совесть, то это может благотворно сказаться и на кадровой политике. На реальную, а не заоблачную зарплату карьеристы не пойдут, и есть шанс получить профессионала. Того, кто трудится по призванию. Помните, как Медведев учителей отшил? Мол, тут по призванию, а если хотите денег, ступайте в бизнес. А зачем идти в бизнес, если хорошие деньги можно получать, просто занимая высокую должность?! Да, даже и не очень высокую...

Недавно в Госдуме было шевеление. Возникла идея понизить зарплату представителей нижней палаты российского парламента и членов СФ до средней по стране. Коллеги, конечно, не поддержат. Но вообразите, что соответствующий законопроект принят. Это ж сколько народу резко потеряют интерес к законодательной деятельности!

Да ко всему потеряют, если отобрать чрезмерные зарплаты. «Забота о простом человеке» сразу перестанет быть главным делом жизни.

Константин СЕРОВ