08:14 20 июля 2017 ID (1969)
Талантливых и творческих людей в Саратове всегда было много. Но, согласитесь, случаи, когда творческий человек старается создать образовательный проект, который мог бы помочь другим, довольно редки. Саратовский композитор Сергей Толкачев решился на необычный и в чем-то новаторский шаг: придумал компьютерные игры, помогающие детям обучаться музыке. Что из этого получилось, Сергей рассказал в интервью «Репортеру».
- 10 лет назад был запущен сайт «MusStudent», который задумывался как интернет-библиотека текстов, посвященных академической музыке и музыковедению. Спустя пять лет профиль сайта сменился на музыкальные обучающие игры по сольфеджио и музыкальной грамоте. Весьма необычное (во всяком случае, у нас) направление. Почему такой поворот?
- Причин было несколько. Одна из них связана с моей преподавательской деятельностью в качестве педагога по сольфеджио и музыкальной литературе в детской школе искусств. Как педагог я видел, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Современная система преподавания не зря называется консервативной, так как не слишком изменилась со времен СССР. Меняется, скажем так, быт музыкальной школы, но суть происходящего остается та же. С одной стороны это правильно, так как советская образовательная система себя хорошо зарекомендовала. С другой стороны – изменилось мышление детей и их родителей. Времена СССР я охарактеризовал бы как культ труда, что сказывалось и на подходах к обучению: дети в школах трудились и добивались результатов. Парадигму наших дней можно назвать скорее выбором из предложенных вариантов. Здесь можно вспомнить внедрение тестов в систему обучения, заданий, направленных на поиск информации, ошибок и т.д. В этом подходе есть свои плюсы и свои минусы.
В результате в моей ежедневной практике я сталкивался с тем, что интерес к теоретическим предметам был невысоким. Дети зачастую не понимают, зачем он им нужен, как они его применят на практике. Развитие слуха для них абстрактная цель. Ее осознание приходит только с возрастом, когда кто-то начинает пытаться подобрать любимую песню, а кто-то поступает в колледж искусств. Но к этому моменту может оказаться, что наиболее благоприятное время для развития уже упущено.
По сравнению с играми на планшетах и видео на Youtube сольфеджио во многом проигрывает по красочности и привлекательности. Поэтому я обратил внимание на сферу музыкальных обучающих компьютерных игр. Я не был пионером в этой области. Есть и другие проекты, но они немногочисленны – даже за рубежом эта сфера не очень развита. И западные разработчики делают акцент на тренинг, а не на игровой момент. Для игры очень важна визуальная составляющая (графика), геймплей (элементы интерфейса, управление), звуковое сопровождение, взаимодействие с пользователем и многие другие нюансы, которые делают игру именно игрой.
Вторая причина заключается в том, что для обработки текста требовалось довольно много времени: книгу нужно было отсканировать, распознать и найти все ошибки автоматического распознания, выложить текст на сайт и оформить его. Многие архивы в рунете не занимались подобной работой, в результате чего поисковики не сразу находили нужный пользователю текст.
Третьей причиной для такого поворота стало ужесточение законодательства в области авторского права. Поскольку для размещения текста в интернете необходимо получение согласия всех обладателей авторского права – автора, издательства, оформителя – это является проблемой даже для РГБ, о чем еще несколько лет назад говорил директор РГБ Александр Вислый. Поскольку проект я вел один, для меня эта задача оказалась непосильной. А через некоторое время издательства стали открывать платный доступ к электронным версиям своих тиражей, и этот сегмент оказался занят.
- В описании проекта справедливо отмечено, что никакая электронная система не способна заменить живого педагога. Тогда в чем ее главная роль?
- Электронная система направлена не только на детей, но и на взрослых. Ведь не все музыкальные школы по лицензии имеют право обучать взрослых. Основная ее задача – тренинг. Со школьной скамьи известна поговорка «повторение – мать учения», и именно это многократное повторение музыкальные игры призваны сделать интересным, увлекательным. В этот процесс внедряется соревновательный дух. А педагог делает из ученика Музыканта.
- Много ли детей уже обучались и обучаются с помощью проекта? Можно ли говорить о каких-то результатах?
- За 10 лет посещаемость сайта менялась. Иногда число посетителей доходило до 1000 в сутки и больше. Именно сольфеджио всегда интересовался небольшой процент аудитории. Это естественная ситуация. Играми интересуются. Я получал отзывы от родителей, звонили из разных регионов: Москва, Мурманск, Саратов, несколько других городов, которых сейчас уже не помню. Некоторые даже предлагали помочь с рекламой среди других пользователей.
Игры нашли применение в моей собственной практике. Дети с нетерпением ждут конца урока, чтобы поиграть, спорят о том, у кого больше будет оценка, подсказывают друг другу. Один педагог стала использовать игры в работе с гиперактивными детьми и также говорила о положительных результатах.
Положительные результаты сказываются не столько в самом запоминании материала, сколько в мотивации к его изучению. Соревновательный дух, возникающий при игре, стимулирует учеников знать материал лучше других, чтобы получить хорошую оценку.
- Как во многом консервативное педагогическое сообщество отнеслось к проекту? Были ли какие-то препятствия или, наоборот, кто-то вдохновился примером и стал помогать?
- Отношение разное. Большая часть педагогов старшего поколения относится с вежливым интересом, но продолжает работать так, как привыкла. Ведь урочного времени часто не хватает даже на самый необходимый материал. Не секрет, что в городе есть «сильные школы», в которых аккумулируются талантливые ученики, и «обычные», в которых могут оказаться как талантливые дети, так и те, кто относится к музыкальной школе как к своего рода развивающей студии, где можно провести время. Поэтому реализация предмета в разных школах может протекать абсолютно по-разному. Отсюда вытекает и заинтересованность педагога в каких-то инновациях.
А помощь в создании игр сложно оказать, не обладая знаниями в IT-сфере. Игра – это очень сложный механизм, который нужно максимально подробно описать программисту и дизайнеру так, чтобы они знали, что происходит в игре буквально каждую секунду игрового цикла.
- Вопрос как к человеку, много сил отдающему преподаванию и сотрудничеству с учебными заведениями. Ты постоянно работаешь с хорами, среди твоих сочинений большинство написано также для хора... Можно ли сказать, что приобщение детей к музыке легче всего происходит через участие в хоре?
- Внимание к хоровой музыке проистекает от моей собственной любви к пению и от того, что меня в школе мало учили петь, так как рано началась ломка голоса. И эта нереализованная тяга дала о себе знать как в композиторском творчестве, так и в исполнительском. Я пою в двух хорах – энгельсском хоре «Агогика» и церковном хоре храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ. Там же в воскресной школе занимаюсь пением с детьми.
Что касается приобщения детей к музыке, то здесь все зависит от ученика и педагогов. Если педагог смог зажечь интерес ученика к хору или оркестру (а, в принципе, неважно, к какому предмету), то музыкантом он станет. Естественно, что хор и оркестр – это общее дело многих людей, поэтому роль их велика. Но не могу сказать, что она самая большая. Музыкальное воспитание – это сложный взаимосвязанный комплекс многих предметов и концертной деятельности.
- Каково будущее проекта? Есть ли планы по расширению направлений деятельности или его географии?
- Два года назад проект проходил преакселератор ФРИИ (Фонда Развития Интернет Инициатив), однако, в сам акселератор не попал. Этот фонд занимается развитием, обучением так называемых стартапов – бизнес-проектов в сфере интернета. Во время акселерации участники проектов проходят обучение основам бизнеса, маркетинга, получают консультации известных специалистов и инвесторов. Так же стартап может получить средства от инвесторов на развитие проекта в обмен на процент от будущей прибыли – долю в компании.
При знакомстве с проектом «MusStudent» отметили, что он интересен, у него может быть будущее на международной арене, но для инвестиций он должен отвечать условиям ФРИИ: минимум 2 участника в проекте, оформленный юридический статус и минимальный жизнеспособный продукт, на который есть спрос. В нашем же случае оказалось, что спроса практически нет в силу, наверное, консервативных подходов к обучению при наличии самого продукта. Были испробованы различные способы информирования: контекстная реклама, рассылки по e-mail музыкальных школ, бумажные письма Почтой России. Отклик был небольшой – менее 10% откликнулись, еще меньше поступало заказов на версии игр, которые можно было бы использовать на компьютере без интернета в школьных условиях.
Планы на будущее, конечно, есть. От компьютеризации образования, в том числе музыкального, уйти сейчас сложно. То, что создается по принципу «дешево и сердито» по содержанию своему не уходит далеко от традиционных учебников. Современные же, интерактивные обучающие системы, с хорошей визуализацией требуют огромного труда и финансовых вложений. И это очень дорогостоящие разработки по сравнению с зарплатой обычного преподавателя в 8000. Поэтому сейчас проект находится в «спящем режиме».
Дмитрий МАРКИН