Сергей Храмов: закон об удаленке могут применять против неугодных работодателей и сотрудников

Органы государственной власти и местного самоуправления смогут принудительно переводить работников на удаленку в случае чрезвычайных обстоятельств, таких как эпидемия. При этом работодатель будет обязан обеспечить такого работника необходимым оборудованием, либо компенсировать расходы в связи с использованием собственного. Уточняется, что перевод на удаленку не повлечет изменений в трудовой договор.

Об этом говорится в поправке к законопроекту о регулировании дистанционной работы, который планируется принять во втором и третьем чтениях до конца ноября. Вступить в силу он должен с 1 января.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:

- У нас сейчас если и действует какой режим, то повышенной готовности, а не ЧС. А в Трудовом Кодексе указано, что именно последний режим, так же, как и военный, может быть основанием для кардинального изменения условий труда.

Здесь сразу стоит оговориться, что поправки поправкам рознь: те, что вносятся в законы президентом или правительством, принимаются в любом случае, все же остальные – далеко не всегда и далеко не в первоначальном виде. К примеру, были же внесены в ТК поправки, разработанные специально перед Чемпионатом мира по футболу. Но в первоначальном виде они практически отменяли этот самый кодекс, и приняты они были в сильно смягченном варианте.

Конечно, можно перевести работников на удаленку, но далеко не всех – к примеру, нельзя удаленно точить детали, рыть траншеи или печь хлеб. Это объективная реальность, против которой, что называется, не попрешь. Удаленно могут работать работники из серии «офисный планктон», но их по закону надо при этом обеспечить орудиями и условиями труда на удаленке: предоставить компьютер, компенсировать затраты на электричество и интернет. Возможны даже более экзотические требования к труду на удаленке – обеспечить, к примеру, работнику отдельный кабинет, если у него дети сами учатся дистанционно и находятся целый день дома.

А тут еще возникает ключевой вопрос – за чей счет банкет? Как только у нас заходит речь о чем-то казенном, так тут же возникает проблема учета и контроля этого самого казенного. Так что следствием этих поправок станет установка в доме работника видеокамер, счетчиков и прочего, чтобы отследить, сколько времени он работает и сколько расходует ресурсов на работодателя, а сколько пускает налево. А это уже очевидное вмешательство в частную жизнь гражданина.

И еще один немаловажный нюанс: как ни печально, но у нас законы зачастую применяются очень избирательно, против того, кого нужно. Так что я не исключаю, что и закон об удаленке будет применяться только против неугодных работников или же работодателей. В общем, в лучшем случае мы получим еще одну неработающую правовую норму. По-моему, любой закон должен следовать за жизненной практикой, а не предвосхищать и не проектировать ее.

Подготовил Иван Орлов