07:58 25 мая 2020 ID (13361)
В России хотят ввести массовую уголовную ответственность за серые зарплаты. С таким предложением выступил сенатор Анатолий Артамонов.
В настоящее время в стране действуют правила, согласно которым уголовное наказание предусмотрено только для тех предприятий, где работают сотрудники с серой зарплатой от 100 тысяч рублей. Сенатор же призвал сажать в тюрьму всех руководителей таких компаний вне зависимости от суммы выплат. Предложение уже представлено к включению в общенациональный план по восстановлению экономики.
Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:
- Как известно, зарплата может быть белой, серой и черной. Последние две часто путают, но между ними есть существенная разница. С белой все понятно – все оформлено трудовым договором, сколько в нем указано – столько человек и получает, со всех этих денег выплачиваются НДФЛ работником и отчисления в пенсионный фонд, страховые и иные фонды – работодателем.
С черной все тоже более или менее понятно: зарплата выплачивается, полностью или частично, работнику на руки, в обход трудового договора.
С серой все сложнее: часть зарплаты выплачивается по белой схеме, а остаток работник получает также легально, но таким образом, чтобы с этих денег ни работник, ни работодатель не платили ни налоги, ни отчисления.
Понятно, что профсоюзы всегда настаивали и настаивают на белой схеме, объясняя трудящимся ее преимущества примерно так: во-первых, серая зарплата не предполагает отчислений в пенсионный фонд, что сказывается на размере будущей пенсии, а во-вторых, при любых недоразумениях с работодателем через суд работник может претендовать только на официальную часть зарплаты. Однако после поднятия возраста выхода на пенсию первый аргумент в пользу белой зарплаты в значительной мере утратил силу: после 60-65 лет у человека остается слишком мало времени, чтобы переживать из-за размера пенсии. Поэтому все больше и больше людей делает свой выбор в пользу серой зарплаты: она выгоднее, чем белая, и намного безопаснее, чем черная.
Получается, что ни один из участников трудовых отношений не заинтересован в соблюдении законности. Достаточно оформить часть зарплаты как компенсационную выплату, как работник, согласно ст. 217 Налогового Кодекса, уже не обязан платить с этих денег НДФЛ. А будет ли работодатель отчислять средства в пенсионный фонд, ему глубоко все равно по причине, о которой мы уже говорили.
Что касается работодателя, то он тоже получает возможность существенно сэкономить на налогах. Налоговую службу интересует прибыль предприятия только в свете 20% налога на прибыль. Так что если из прибыли выплачивается зарплата под видом компенсационных выплат, то работодатель уплатит 20% налога на прибыль вместо почти 30% отчислений в пенсионный и другие фонды социального страхования. Выгода обоюдная, и при этом все легально, заметьте.
Благодаря как раз этой легальности привлечь к ответственности за использование подобных схем весьма проблематично – расходы на администрирование составят куда больше, чем полученная в результате реализации такой инициативы выгода. Сегодня почти треть рынка труда составляют работники, получающие зарплату по серой схеме, и бороться с этим потоком, по-моему, бессмысленно.
Главное - понимать, что чем больше у работника зарплата, тем выше его покупательская способность и, как следствие, выше устойчивость экономики. А белая у него зарплата или серая – на покупательской способности не сказывается и, по большому счету, для развития экономики значения не имеет.
Так что надо еще 10 раз подумать, прежде чем вводить драконовские меры, такие как уголовную ответственность, для борьбы с серыми зарплатными схемами, которые в нашей реальности не являются абсолютным злом.