Сергей Храмов: продление режима самоизоляции от коронавируса грозит ростом преступности

Президент России Владимир Путин продлил до 30 апреля нерабочий режим с самоизоляцией, объявленный в связи с эпидемией коронавируса. Согласно его словам, пик эпидемии еще не пройден. Между этим, согласно исследованию научно-технического центра «Перспектива», проведенного по заказу страховой компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», 63,6% россиян не имеют никаких сбережений. Большинство из тех, кому удалось сделать накопления, сможет продержаться без работы не больше полугода.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:

- Последствия сложившейся ситуации станут катастрофическими для большинства наших сограждан. Но этим же согражданам мы не устаем повторять: давайте создавать свободные профсоюзы, давайте постелем сами себе соломки на случай такой вот ситуации. Но ведь нет же! А в то же время в местах, где такие профсоюзы существуют, они успешно отстаивают права работников. 

В словах президента о нерабочей неделе есть несколько подводных камней. К примеру, ничего не сказано о праздничных или выходных днях, которые выпадают на это нерабочее время. Между тем оплачивать эти дни в двойном, как полагается, размере, вряд ли кто-то будет. Далее, что такое «сохранение зарплаты»? Пандемия и режим самоизоляции – это простой, не зависящий ни от работодателя, ни от работника. Согласно ч. 3 ст. 157 ТК РФ, он должен оплачиваться в размере 2/3 от оклада или тарифной ставки, но не от фактического заработка, который может в 2-3 раза превышать оклад или ставку. Почему президент не остановился на этом моменте подробнее – у него что, нет консультантов из Минтруда? Мы уже готовим запрос, сохранение какой зарплаты имел виду президент, а также что будет с работниками, сидящими «на сдельщине». 

Сейчас некоторые профсоюзы, в частности, КТР, выступают с инициативой компенсировать потери работников из фонда социального страхования. На мой взгляд, государство может и обязано в определенной мере компенсировать эти потери, но не из фонда же соцстрахования, которого на оплату больничных-то едва хватает. Компенсировать можно было бы за счет резервного фонда, как это и пристало в социальном государстве, но на средства из резервного фонда почему-то приобретаются акции Роснефти. 

Работника проблемы работодателя волновать не должны, как и нас с вами. А вот государство волновать судьба работодателя должна, ведь если ему не помочь за госсчет в такой ситуации, вся национальная экономика рухнет. К тому же, если режим самоизоляции будет продлен, то, несмотря на новые законы и поправки к ним, граждане начнут его нарушать. Но бастуют сытые, а голодные выживают, так что массовых выступлений, скорее всего, не будет, а вот рост преступности очень даже возможен. Так что государство должно все-таки «распечатать» резервный фонд и поддержать за счет него и покупательную способность населения, которая также является залогом стабильности национальной экономики. 

В завершении хочу напомнить, что закон защищает права работников, и этой защитой пренебрегать не стоит. Боритесь за свои права, например, за законное сокращение и против незаконного увольнения «по собственному желанию», и профсоюзы вам в помощь. Потому что, когда мы вернемся после самоизоляции на рабочие места, многих из нас ждут неприятные сюрпризы, такие как оплата в размере двух третей от ставки или даже банкротство работодателя.

Подготовил Иван Орлов