Сергей Храмов: «Обложение подростков налогом на самозанятых повысит социальную напряженность»

Агентство стратегических инициатив вознамерилось обложить работающих подростков налогом на самозанятых. Как сообщают СМИ, гражданам, достигшим 14-летия, предлагается дать возможность регистрироваться в новом налоговом режиме, действующем с 2019 года, на общих основаниях. Логично предположить, что за «общими основаниями» скрываются и общие штрафы в случае неуплаты для зарегистрированных самозанятых или тех, кто остается «в тени».

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов:

- Хотя подросток в 14 лет и имеет право работать, но все-таки ответственность за его работу и за него как работника несут его родители – сам он не имеет и не может иметь статуса субъекта предпринимательства и, соответственно, налогоплательщика. Для получения такого статуса надо, как минимум, пройти официальную процедуру эмансипации, которая, во-первых, предполагает достижение возраста 16 лет, а, во-вторых, наличие постоянной работы, о чем применительно к подросткам речи идти не может. 

Меня лично весьма настораживает другое. И сама по себе эта новость, и неспокойная, скажем так, реакция на нее говорят о том, что в обществе инициатива налогообложения самозанятых (не только подростков) воспринимается как попытка тотального контроля над всеми гражданами. Именно контроля, со всеми его составляющими: учетом, штрафами за неисполнение и так далее, а вовсе не забота об их предстоящем пенсионном обеспечении, как это активно позиционируется. 

В нашем законодательстве относительно работающих подростков на сегодняшний день есть определенная «вилка»: с одной стороны, членом профсоюза может быть любой гражданин с 14 лет, поскольку именно с этого возраста он имеет право работать. Но работать – это не всегда означает получать за свою работу вознаграждение, то есть заработную плату. У нас многие подростки работают на приусадебных участках, на ферме у родителей и так далее, но это совсем не значит, что им за это платят. Так что сперва необходимо провести тут четкую грань, а уж потом приступать к учету и контролю, по которым так чешутся руки. 

Почему чешутся – понятно: где контроль, там всегда возможность его ослабить или усилить на тех или иных условиях. Грубо говоря, открываются пути для взяточничества и коррупции. На каком основании считать подростка работающим и самозанятым? Неси справку. Кажется мне, дружок, что наработал ты в этом качестве на столько-то тысяч и должен в казну столько-то. А если мне неправильно кажется, то неси тоже справку, а то штраф с тебя столько-то тысяч, как мне кажется. И каждая справка при этом, учтите, не бесплатная. 

Я пока не думаю, что все эти разговоры ведутся серьезно. Слава богу, АСИ не является инстанцией, обладающей правом самостоятельной законодательной инициативы. Так что я очень надеюсь, что это все так и останется на уровне сотрясания воздуха, как минимум, в течение ближайших 30 лет, и подростки по-прежнему будут спокойно подрабатывать в каникулы или после школы, если на то у них будут время и желание. В противном случае в обществе резко вырастет уровень социальной напряженности.

Подготовил Иван Орлов