Саратовская облдума: похороны бюджета и день рождения «скорбящего»

Сложно определить, что лучше – присутствие коммунистов на думском заседании или их отсутствие. Да, члены фракции КПРФ создают массу шума, который раздражает. С другой стороны они держат правящее большинство в тонусе, не дают расслабляться. И заседания областной думы наполнены драйвом, они живые.

Но на очередном 36-м заседании Саратовской облдумы коммунистов не было. Ну как не было – фракция в полном составе покинула зал заседаний в знак протеста минут через сорок после начала сессии. Но обо всем по порядку.

Битва за регламент

Как водится, в начале заседания спикер заксобрания Александр Романов зачитал регламент, который был утвержден на Совете думы – депутаты уже давно практикуют разовые регламенты, слегка отличающиеся от того, что утвержден думским постановлением. Председатель регламентной комиссии Алексей Антонов уверяет, что это законно. 

Как водится, возмутились коммунисты, которые считают, что отведенных им пяти минут на выступление катастрофически не хватает, чтобы обсудить в данном конкретном случае областной бюджет на следующий год. Что примечательно, в отличие от всех остальных депутатов, в том числе и оппозиционных фракций, члены КПРФ всегда выбирают свое время до секунды, даже если для этого им приходится неоднократно повторяться.

На этот раз за увеличение времени для обсуждения бюджета солидарно высказались фракции ЛДПР и «Справедливая Россия», которые предложили на выступление отвести по семь минут. Аргумент был все тот же – значимость обсуждаемого вопроса.

Понятное дело, большинство – 33 члена фракции «Единая Россия» - перевесило всю оппозицию – пять коммунистов, три жириновца и один эсер.

На обсуждение регламента ушло 30 минут.

Дальше началось формирование повестки дня. Коммунисты предложили внести два вопроса и один снять. Добавить, по мнению фракции КПРФ, следовало два обращения  к президенту и правительству страны. Одно – об изменении бюджетной политики в пользу регионов, второе – возражение против потенциального размещения в области завода по уничтожению ядерных отходов. Об этом уже шла речь на заседании комитетов, где коммунистов прокатили. Но повторенье – мать ученья.

Снять с рассмотрения коммунисты предложили не более и не менее, а бюджет на 2020 год, и продолжить его обсуждение. Это важно – не работа над бюджетом, а обсуждение.

Ожидаемо все предложения красной фракции были отклонены. После чего случился краткий перфоманс с очередным заявлением о похоронах бюджета Саратовской области (годом раньше коммунисты приносили в думу траурный венок). Члены фракции КПРФ и их соратники быстренько изобразили траурную процессию, установили у подножия президиума карту региона в траурной рамке, возложили красные гвоздики и удалились.

Некой пикантности ситуации придал тот факт, что аккурат в день заседания у лидера фракции КПРФ случился день рождения, и «добрые» коллеги тут же заподозрили коммунистов в том, что те таким образом освободили время для чествования товарища. А член ЛДПР Станислав Денисенко и вовсе наябедничал – дескать, коммунисты Анидалов, Есипов и Ханбеков получают зарплату в думе, а работать не хотят.

Скучный порядок

В отсутствии коммунистов работа пошла значительно быстрее, но и скучно было невероятно. Даже обсуждение бюджета на 2020-й и последующие два года, несмотря на подготовленные вопросы и выверенные ответы ситуацию не спасло. Отчего-то о новом бюджете докладывал председатель думского комитета Владимир Капкаев, хотя испокон века это было обязанностью министра финансов области.

То, что вопросы-ответы подготовлены – было очевидно. Председатель комитета по аграрной политике Николай Кузнецов интересовался социальной составляющей бюджета, Николай Семенец озаботился ситуацией с дорожным фондом. Хотя эти цифры Николай Яковлевич знал лучше многих.

Зато врасплох застал Капкаева вопрос Зинаиды Самсоновой от «Справедливой России», которая поинтересовалась, улучшат ли жилищные условия до 9 мая 24 ветерана Великой Отечественной Войны, которые стоят в очереди. Владимир Капкаев сказал, что этого хотят все.

Оживили дискуссию выступления руководителей думских фракций. Первой была Зинаида Самсонова, которая сразу сообщила позицию фракции «Справедливая Россия» в Госдуме. Зинаида Михайловна сказала, что госдумские эсеры последовательно выступают за увеличение финансирования регионов и дают конкретные предложения в этом направлении. Но пробиться через железобетонную стену большинства невозможно. Говорила Самсонова и о ситуации в Саратовской области, подытожив свое выступление словами, что она будет голосовать против бюджета на следующий год. 

Лидер фракции ЛДПР Дмитрий Пьяных был очень краток, но смысл его выступления – фракция ЛДПР не поддержит бюджет на 2020 год. Достойно дебютировавший в новой должности лидер фракции «Единая Россия» Олег Алексеев говорил, как это ему и положено, о том, что ЕР берет на себя ответственность, цитировал вождя мирового пролетариата и так далее.

Короче, за принятие бюджета Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов проголосовало 33 депутата, трое было против.

Развернулись

Нечто странное случилось при рассмотрении вопроса о внесении изменений в закон «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области». Когда этот законопроект, который инициировала прокуратура, рассматривался неделю назад на заседании комитета по жилищной политике, депутаты единогласно отправили его на думское заседание для принятия документа в двух чтениях. Но неожиданно концепция изменилась диаметрально противоположным образом. 

Сначала председатель комитета Александр Санинский сообщил, что на заседании у депутатов на руках не было технико-экономического обоснования, и вообще на заседании комитета были озвучены вопросы, на которые ответа до сих пор не получили.

Санинского поддержал Дмитрий Чернышевский, который тоже не понял, сколько человек попадают под новый закон, и не получится ли так, что региональная власть попытается рассчитаться с обманутыми  людьми за счет федерального бюджета.

Свое веское слово сказал по теме Леонид Писной. Станислав Денисенко опять попытался найти виноватых. Короче, депутаты не приняли законопроект даже за основу. А это, в соответствии с думским регламентом, означает, что документ снимается с рассмотрения.

Ольга Насонова