20:11 23 августа 2016 ID (50)
На заседании коллегии по вопросам безопасности в Нижнем Новгороде полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич рассказал о реализации Национального плана противодействия коррупции во власти. Назывались цифры и факты, свидетельствующие об ужесточении мер в данном направлении, в том числе и в Саратовской области («значительно увеличилось количество служащих органов государственной власти, привлеченных к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений»).
Впрочем, некоторые последние факты хорошо всем известны. Например, арест губернатора Кировской области, задержание за взятки и махинации крупных чиновников Самарской и Ульяновской областей.
Тем временем правительство Саратовской области одобрило стратегию развития региона до 2030 года, разработанную, как заявлено, при участии специалистов ВШЭ, представителей общественности, бизнеса, профсоюзов. В перечне главных задач - вхождение области в пятерку регионов ПФО по основным показателям, в том числе - по объему ВРП на душу населения. В три раза (до 65 тысяч рублей) должна вырасти заработная плата, а средняя продолжительность жизни увеличится до 78 лет. Разработан также план развития территорий региона с разделением на «наиболее перспективные», «экополисы», «инфраструктурные спутники».
Это предполагается в отдаленном будущем, а сегодня эксперты прогнозируют увеличение миграционного потока в Россию до трех-пяти миллионов человек уже в ближайшие два-три года. Разрабатываются предложения по противодействию нелегальной миграции. Мнения специалистов и в обществе полярные: кто-то, учитывая европейский опыт последних лет, настаивает на ужесточении законов (увеличение штрафов, дактилоскопия, депортация даже за мелкие правонарушения и т.д.), кто-то, напротив, ратует за цивилизованную гуманность, рациональный подход и предлагает начать с амнистии для нелегалов.
К постоянным экспертам «Репортёра» у нас, как обычно, три вопроса.
1) Обратили ли вы внимание на тенденцию «закручивания гаек» по отношению к коррумпированным чиновникам, и каких ожидаете результатов в обозримом будущем?
2) Насколько, по-вашему, может оказаться жизнеспособным такой документ, как «Стратегия развития Саратовской области до 2030 года?
3) Какие меры в миграционной политике Российской Федерации и нашего региона приветствуете вы?
Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы
1) Складывается такое впечатление, что чем больше мы говорим о коррупции, по крайней мере, уже в течение последних десяти лет, тем количество выявленных преступлений коррупционной направленности возрастает. Получается, несмотря на принимаемые меры в этой сфере остаётся много нерешённых вопросов. Может быть, нужно меньше говорить? Комплекс антикоррупционных мер должен реализовываться на практике, и в первую очередь, это касается государственных служб и силовых структур, которые как раз и призваны блюсти антикоррупционное законодательство. Борьба с коррупционной преступностью не должна сводиться к разовым акциям выявления недобросовестных чиновников, а искоренять причины этого явления. Пока я не вижу эффективной борьбы в этой сфере, но надеюсь, что разработанный комплекс мероприятий по повышению эффективности работы на данном направлении заработает в полную силу.
2) Разработку стратегии развития нашего региона до 2030 года считаю абсолютно правильной. Однако думаю, что подобный документ обязан быть более конкретным, требующим постоянного анализа, «оцифровки» по датам, конкретизации по срокам, денежным средствам, гарантиям, будь то инвестиции, строительство или иная сфера жизнедеятельности Саратовской области.
Это должен быть рабочий документ, а не «настольная» книга, подводить итоги по его реализации необходимо ежегодно. Если это будет происходить, то стратегия будет работать.
Есть и «белые пятна», мне, например, не совсем ясно, за счет чего прогнозируется такой рост заработной платы. Хотелось бы понимать точки роста.
В целом же наличие стратегии означает, что есть цель, к которой нужно стремиться, и конечно, в ней нужно предусмотреть все риски социально-экономического развития региона, чтобы стратегия не потеряла своей актуальности, а также учесть тот факт, что это подконтрольный документ, предусматривающий ответственность глав муниципальных районов, городов, региональной власти.
3) Тема эта в последнее время горячо обсуждаема, каждый эксперт в этой области имеет свое мнение, высказываются разные критерии оценки происходящих миграционных процессов, активно идут публичные споры. Но никто не анализирует миграционные «потоки», как таковые: в каком «статусе» они находятся на нашей территории, какой процент правонарушений они совершают, сколько возвращается из них на родину, по какой причине, а самое главное, какие же мигранты нам нужны, в какой сфере деятельности они могут трудоустроиться, насколько они работоспособны и востребованы на рынке труда? Складывается ощущение, что статистики по данному вопросу нет, хотя служб у нас много. Поддержать ту или иную точку зрения в отношении мигрантов в данный момент не представляется возможным, не зная истинного положения вещей.
Людмила БОКОВА, сопредседатель Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта, член Совета Федерации ФС РФ
1) Борьба с коррупцией – вопрос национальной безопасности Российской Федерации и благополучия граждан нашей страны. Об этом говорит и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин. Активно подключается к борьбе и гражданское общество: появляются активисты, борцы с расточительными и сомнительными закупками, снижается уровень бытовой коррупции.
Однако громкие коррупционные дела в высших эшелонах власти по-прежнему возникают. Как с этим бороться на законодательном уровне? На мой взгляд, нужно последовательно развивать законодательство. Большое внимание уделять вопросу прозрачности осуществления государственных и муниципальных закупок. Вести полноценную кадровую работу по совершенствованию компетентности служащих.
2) У Саратовской области появился стратегический документ, разработанный широким кругом экспертов и общественников. Это безусловный плюс. Надо понимать, что стратегия – это, скажем так, программа максимум, выполнить которую на все сто процентов – сложная и амбициозная задача. Но это не значит, что задача невыполнимая. Предстоит провести серьезную работу, в которую Общероссийский народный фронт, в рамках своих компетенций, также включится.
3) Этим вопросом я непосредственно занималась как сенатор и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Прежде всего, мы видели перед собой задачу на законодательном уровне создать условия для цивилизованного привлечения трудящихся мигрантов в страну и защиту их прав. Это одно из направлений борьбы с нелегальной миграцией, когда иностранному гражданину гораздо проще, безопаснее и экономически выгоднее действовать по закону страны, в которой он собирается жить и работать. Традиционно у нас подписываются двусторонние договоры со странами, заинтересованными в сотрудничестве по обмену информацией. Но надо понимать, что миграционные потоки качественно изменились. Сегодня это не только трудовая миграция, но и беженцы, которые ищут защиту от военных конфликтов, от действий террористов. Поэтому нужно искать механизмы урегулирования конфликтов и недопущения вмешательства во внутренние процессы стран.
Александр АНИДАЛОВ, первый секретарь Саратовского горкома КПРФ
1) В период кризисов, когда государственная кормушка пустеет, обостряется и борьба внутри властных кланов и между ними. Для того, чтобы уменьшить конкуренцию, очень удобно подвести это под красивую кампанию. Убиваешь двух зайцев: удаляешь конкурентов и слывёшь борцом с коррупцией. Что же касается реальной борьбы, то любой, кто хоть краешком касается работы с бюджетными потоками или взаимодействует с чиновниками, понимает, что в современной России коррупция – основа системы. Поэтому она не только не может бороться сама с собой, но и будет всячески защищать свою основу. Это касается как законодательной власти и принимаемых ею законов, так и исполнительной, эти законы свято соблюдающей или обходящей их в зависимости от ситуации. И все следственные органы, комиссии, рабочие группы, полпреды и т.д. делают вид, что ищут коррупцию, которая у всех на глазах и никаких Национальных планов для её выявления и пресечения не требуется. Получается, что либо органы слепые, либо они часть этой системы и тоже стоят на её страже.
2) Скажут — коммунисты опять накаркали, но я всё-таки выражу сомнения. Во-первых, потому, что не вижу, чтобы в области хоть что-то развивали. Заводы останавливаются, рабочих сокращают, у оставшихся зарплата тоже сокращается. Экстраполируя эту картину, я скорее увижу обратный результат. Для того, чтобы менять ситуацию, делать прорывы, нужны не красивые слова и термины, а государственное мышление у руководителей всех уровней, т.е. думай сначала о Родине, а потом о себе. Во-вторых, ещё одной причиной моего скептицизма в этом вопросе является то, что я не вижу перспектив и в стране в целом. Все процессы говорят о том, что основные показатели: и производство, и доходы населения, да и продолжительность жизни будут только падать. А стратегий мы уже знали множество: и «2020» и «план Путина»... Где они все? Через десять лет люди по-прежнему будут помнить ГОЭЛРО, НЭП, индустриализацию, спорить о коллективизации и целине, а про все концепции и планы нынешней власти в лучшем случае вспомнят историки и то, как о курьёзах и предвыборных пиар-ходах бездарной власти.
3) Учитывая тенденции последних лет: сокращение доходов населения, падение рубля, сворачивание частного бизнеса, я очень сомневаюсь, что на такие «пряники» найдётся много желающих. Возможно, в Москву и будут приезжать «толпы переселенцев», но здесь я бы не становился на сторону запретительных мер. И не только потому, что я, будучи коммунистом, интернационалист, но и потому, что для Москвы мигрантами становятся не только наши соседи из ближнего и дальнего зарубежья, но и те же саратовцы, бегущие от безработицы и провинциальной нищеты. Будучи материалистом, выход я вижу не в изменении законодательной надстройки, а в развитии базиса – промышленности, сельского хозяйства, науки, и тогда мы будем работать у себя дома и радоваться гостям и дополнительным рабочим рукам.
Виктор МАРКОВ, депутат Саратовской городской Думы, фракция «Единая Россия»
1) Да, действительно, за последнее время проявилась тенденция по привлечению к ответственности по подозрению в коррупции ранее «неприкасаемых» губернаторов и прокурорских работников. Ожидаю, что обеспокоиться надо чиновникам и силовикам самого высокого уровня.
2) Как и десятки других аналогичных программ, я ее жизнеспособной не считаю, особенно, если главной ее задачей является вхождение в первую пятерку регионов ПФО! Современная быстроменяющаяся действительность с развитием науки, культуры, медицины постоянно вносит коррективы в нашу жизнь. Чтобы люди дольше жили, надо просто больше денег вкладывать в профилактику болезней, от которых люди чаще всего умирают, надо ремонтировать дороги и оборудовать их средствами пассивной безопасности, так как на наших трассах гибнет непозволительно много людей активного возраста, строить больше спортсооружений для занятий физкультурой и т.д. и т.п. И потом – почему именно в пятерку, а не в тройку? Хорошо ли там, в этой пятерке? Почему зарплата должна дорасти именно до 65 тысяч рублей, а продолжительность жизни до 78 лет? Мне – непонятно, может, лучше сделать ВСЕ возможное для человека, а на сомнительные, труднопредсказуемые результаты – не отвлекаться?
3) Я бы придерживался принципа разумной достаточности в мерах по предотвращению нелегальной миграции и исключил бы такие откровенно глупые и сугубо оценочные, лишь порождающие коррупцию препоны – как экзамены на знание истории России и русского языка. Зачем строителю, дворнику, уборщице эти знания? Они и свою-то историю знать не обязаны! Или, может, все их коллеги-россияне сплошь грамотеи и фанаты Карамзина и Ключевского!?
Дмитрий ОЛЕЙНИК, политолог, главный редактор интернет-газеты «Глас Народа»
1) Да, судя по цифрам и публикациям в СМИ, такая тенденция действительно прослеживается. Есть, правда, и другая – ежегодно растет размер средней взятки, причем не только в ПФО, но и в целом по стране. Однако скорой победы над коррупцией не ожидаю, потому что выявляемая и раскрываемая часть таких преступлений – это лишь вершина айсберга. К сожалению, корни коррупции в России очень глубоки и уходят и вглубь истории и в сознание многих наших сограждан. Кроме того, рост миграционных потоков постоянно подпитывает коррупцию, так как в тех странах, из которых к нам приезжает большинство мигрантов отношение к коррупции нередко другое. Тем не менее, бороться надо, дополнительные меры, в том числе и принятый Национальный план, приведут к результатам, но борьба эта будет очень долгой.
2) Хорошо, что Стратегия принята. Это набор ориентиров и целей. Некоторые представляются мне достижимыми и конкретными. Например, увеличение продолжительности жизни до 78 лет. Некоторые, скорее условными – никто сегодня не знает, что будет с рублем к 2030 году и что можно будет реально купить на 65 тысяч рублей. Так что даже не знаю, радоваться ли такой перспективе или огорчаться. Пятое место в ПФО достижимо при том, что будет опережающими темпами развиваться транспортная инфраструктура. К сожалению, сегодня с этим в области большая проблема, что выталкивает нас на периферию и замедляет развитие. Если эта проблема будет решена, то достичь 5-го места в Приволжье вполне реально.
3) В России достаточно земли, чтобы принять мигрантов и найти им нужные для страны занятия. В первую очередь это касается квалифицированных специалистов. Важно направить этот поток, чтобы мигранты не отнимали рабочие места у коренных жителей и не образовывали крупных общин, которые могут в перспективе оказать существенное и не всегда позитивное влияние на ситуацию в регионах, где они присутствуют. Миграция – это очень широкий круг вопросов, который сложно осветить в одном комментарии. И однозначного выбора между ужесточением порядка или курсом на «цивилизованную гуманность» просто не существует. Миграционные правила должны быть предельно удобны и просты для тех, в ком страна нуждается, и очень строги и требовательны к тем, кто может стать для нее обузой или угрозой.
Дмитрий ЧЕРНЫШЕВКИЙ, политолог, член Общественной палаты Саратовской области
1) Тенденция хорошая. Больше сажать стали за коррупцию – люди давно этого хотят. И правильная – у нас губернатор взяток не берет, один из немногих в России, ну так надо, чтобы и подчиненные не брали. Примера видимо мало – надо по рукам бить и сажать, раз тупые и не внемлют.
2) Стратегия пустая. Нет там никакой стратегии, обычный чиновничий документ-отмазка, ляжет на полку, как и все предыдущие, поэтому и вреда от нее не будет.
3) Колючая проволока и пулеметы на границе против нелегалов незаконно пытающихся проникнуть. Но пока особо не рвутся – в России жизнь не сахар, так что можно спокойно злорадствовать по поводу проблем Гейропы. А насчет тех, кто за амнистию... вот если их дочери будут изнасилованы нелегалами – поглядим, какая у них на устах будет "амнистия". Свою землю надо защищать. Любыми средствами – на том стояла, и стоять будет Русская земля.
Алексей ЛУКЬЯНОВ, Республиканский клуб. Фонд «Открытая Россия
1) Обращаю внимание на борьбу с коррупцией, когда читаю СМИ, там пишут про задержания и посадки чиновников. Это всегда вызывает интерес нашего населения и создаёт иллюзию борьбы с коррупцией, тем более, накануне выборов. Про них обычно говорят - «посадили, потому что не поделился». Это уже становится нормой, посадили одного, завтра другого, третьего, ему на смену придут десятки подобных. Соблазн быстро разбогатеть очень велик. Чиновничьих ключевых вакансий сегодня нет, и угрозы посадок их страшат. Правоохранительные органы борются сегодня не с системой порождающей коррупцию, а в интересах ограниченного круга людей, финансовых группировок, при разделах сфер влияния, за контроль над определёнными областями. Криминалитет из девяностых пророс во власть глубоко и надолго. Сдвиги в этом направлении есть, но они ничтожно малы. Пока не начнут, там наверху, с себя, с родственников губернаторов, членов правительства, не покажут тем самым пример, никакой серьёзной борьбы с коррупцией не будет. Пока не построят систему управления государством, при которой коррупция станет бессмысленной и крайне опасной для всего поколения взяточника, борьба останется имитацией, которая растлевает наше государство.
2) Очень хорошо говорит Владимир Пожаров и много обещает. А на самом деле в прошлом году 8 миллионов 887 тысяч рублей пошли на строительство элитного жилого поселка с загородным клубом, который включает в себя всю необходимую инфраструктуру для отдыха и жизни состоятельных людей, и расположен он в районе села Долгий Буерак. Реализация проекта предполагает возведение 28 коттеджей и 6 таун-хаусов повышенной комфортности и рекреационных объектов, среди которых конноспортивный клуб, ресторан, концертная площадка, бассейн и спортивный зал, теннисный корт, детская студия и евросад, банный комплекс. Есть и другие, аналогичные примеры «господдержки». Вот это я понимаю! Развитие региона пойдёт полном ходом!
Нам хочется услышать от нашего губернатора правовую оценку действиям должностных лиц министерства экономического развития и инвестиционной политики. Возможно, он поручит КРУ провести независимую экспертизу принятых решений по выделению средств получателям господдержки. Хотелось бы, чтобы он высказал свое мнение, насколько распределение средств в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году отвечает целям и задачам социально-экономического развития региона. После этого можно рассуждать об «инфраструктурных спутниках».
3) Возможно, создать новую структуру по иммиграции с расширенными возможностями или реформировать существующую, раз эта не знает, что делать. Усилить ответственность работодателей за приём нелегальных иммигрантов, серьёзным образом повысить штрафы для обеих сторон. Сделать невыгодным пересечение границы нелегально. Внутри же страны, наоборот, сделать все условия для комфортного пребывания иностранных граждан. Предоставить им возможность легализоваться и стать по истечении определенного периода времени полноправными гражданами страны. Те кто, законно и честно работает в нашей стране и платит налоги, их права никоим образом не должны ущемляться.
Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) Тенденция – есть направление движения. Чтобы что-то куда-то двигалось надобно иметь того, кто движется, и направление движения или цель. К сожалению, в Саратовской области нет ни того, ни другого.
Во-первых, нет людей, желающих наведения порядка и прекращения мздоимства и казнокрадства. Во-вторых, нет средства борьбы со злом. Полиция коррумпирована и лишена воли, работает только по заказу самой же власти и в узких пределах. Бороться с недостатками власти не может, не желает и не имеет возможности в тех правовых рамках, что созданы.
Прокуратура уже давно стала ненужным органом, его роль не понятна и не ощущается в жизни, кроме тех случаев, когда прокурорские возбуждаются по поводу каких-то нарушений по выплате заработной платы или нарушений в интернете авторских прав, что оставляет ощущение работы на кого-то, то есть, под заказ.
Про судебную систему можно говорить только с сожалением или с издевкой, потому как девкой она и стала, по вызову или по звонку. Всякий, кто с нею сталкивался, подтвердит сказанное.
В- третьих, ни власть, ни правоохранительные органы не имеют общей цели своей работы, если не считать своего кармана и всего с ним связанного. Но карманы у всех разные, потому и цели не совпадают. Как можно бороться со злом, не имея общей цели, мне неведомо. Видимо, им тоже, потому результатов не видно, и вряд ли они будут в реальности. На бумаге же можно написать все, что угодно, она стерпит.
Нужна реальная реформа власти на всех уровнях, начиная с идеологии и кончая системой оценки работы всех органов. Такое изменение может быть только сверху.
2) Если учесть, что на дворе выборы, то появление указанного документа оправдано с пропагандистской точки зрения. Если же оценивать серьезно все посулы и обещания, то ничего кроме улыбки они не вызывают. Тем более, участие ВШЭ в написании сказки- концепции не оставляет никаких шансов на успех их безнадежного дела. Все, что исходит от либеральной школы экономики, просто болтовня и годится лишь для ТВ в год выборов.
Давайте просто спросим: как можно поднять зарплату в три раза, если денег нет, долги региона на уровне его доходов, проценты банков запредельные, выше себестоимости, и везде падение производства и уровня жизни? Нам ответят, что в долгосрочной перспективе, они видят счастье несказанное, а нам вспоминается один анекдот, про «я так вижу».
Татарстан, прежде чем стать лидером, уже двадцать лет вышибает из федерального бюджета огромные деньги по многим статьям, пользуясь определенной автономией и амбициями местной власти, поддержкой правительства России и лоббистами всех мастей. А наша область просто проедает то, что нам падает сверху, ничего не делая, не развивая, не создавая. Нам бы догнать Пензу, а мы в число лидеров целимся.
Сама идея, конечно, правильная, надо ставить высокие цели, но для их достижения придется поменять многое и многих, а вот про перемены в концепции маловато сказано. С тем составом правительства, что сейчас, можно только поговорить, провести дежурное мероприятие, на остальное сил уже не хватит. Поэтому всем планам грош цена.
Одним словом – предвыборная пропаганда.
3) Европа показала всем, что бывает при угаре толерантности и потере собственного достоинства при проведении национальной политики. Если мы хотим того же, то опыт Европы есть, и он понятен – открыть все двери и посадить всех националистов, благо статья в УК есть. Что будет потом – тоже известно. Если мы хотим остаться самими собой, своего роду-племени, то чужие здесь не ходят, а если и ходят, то тихо и получив разрешение на время, а не навсегда, захватывая целые села и поселки.
Национальная государственная политика либо есть, либо ее нет, либо у нас есть государствообразующий народ, либо его нет, и государство состоит из толпы без роду и племени, но состоящую в национальных автономиях и диаспорах.
Пора определиться, мы кто, как народ, дать себе четкое имя, вспомнить свое прошлое и начать жить по своему праву, а не по европейскому. Не мы для них, приезжих, а они для нас, если нам нужно. Мы должны стараться принимать тех, кто оказался жертвой национальной политики последних лет, когда Россия бросила русских в республиках бывшего СССР. Вот они, носители русской культуры и языка, могут приезжать, чтобы жить и работать в родной среде. Но как раз их-то и гоняют по кабинетам местные чиновники, в то время, как представители диаспор быстренько пристраиваются на рынках и других теплых местах.