Провал оптимизации здравоохранения: после вузов медики уходят в бизнес по совету властей

Российские власти признали провал оптимизации здравоохранения в регионах. Об этом заявила вице-премьер России Татьяна Голикова, курирующая в правительстве социальный блок, в интервью программе «Москва.Кремль.Путин» на телеканале «Россия 1». 

К слову, специалисты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) еще в 2017 году выяснили, что результатом оптимизации системы здравоохранения в России стало массовое закрытие больниц и снижение качества медицинской помощи. В 2000-2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза - с 10,7 тыс. до 5,4 тыс.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировала медицинский журналист, работник здравоохранения Виктория Федорова:

- Речь идет о провале первичного звена здравоохранения. Здравоохранение в регионах состоит из трех звеньев: сельские медучреждения, районные, областные. При сокращении количества больниц в сельской местности должны были появиться дополнительные ФАПы и врачебные амбулатории, позволяющие больным получать в них направления у специалистов для дальнейшего решения своих проблем. 

Однако ФАПы и амбулатории так и не появились, поскольку власти не смогли загрузить первичное звено медицинскими работниками. В село ехать на работу никто не захотел, несмотря на активное продвижение программы «Сельский доктор».

В отдаленные медучреждения обещали завезти высокотехнологичную технику для диагностики заболеваний – аппараты для рентгена, МРТ и так далее. Тогда больным не приходилось бы ездить в Саратов для получения высококвалифицированной помощи. Отдельные населенные пункты технику получили, но… Местные медики, к примеру, могут сделать человеку тот или иной снимок, но расшифровать его некому.

Отсутствие кадров – одна из самых серьезных проблем нашего здравоохранения. Профессия утратила престиж, свою лепту вносит и негативный информационный фон: у всех сейчас на слуху регулярные проверки врачей правоохранителями, уголовные преследования, «посадки». Приходится еще терпеть зачастую несправедливые обвинения пациентов, их родственников или СМИ… При этом публично оправдаться за те или иные деяния представитель профессии не имеет возможности, поскольку обязан хранить врачебную тайну. Поэтому молодые специалисты, узнающие про все эти ужасы не понаслышке в больницах (с 3-го курса уже можно работать), после окончания университета идут в бизнес, как им и советовали власти. Было бы здорово, если решившимся уехать в село выдавали не миллион, съедаемый инфляцией, а квартиру, в которую можно вернуться после 5-летней «вахты». 

На мой взгляд, в условиях сокращения больниц необходимо создавать узкоспециализированные центры. К примеру, если и когда в Саратове построят онкоцентр, то в отделениях соответствующего профиля в наших больницах отпадет надобность. Это значит, что при наличии необходимого количества подобных центров в региональных больницах будет оставаться больше коек для пациентов общего профиля. Пока в правительстве дело не зашло дальше разговоров об их создании, остается следить за ситуацией и надеяться на лучшее.

Подготовил Иван Орлов