20:34 23 августа 2016 ID (52)
В преддверие парламентских и региональных выборов из Кремля прозвучали основные принципы избирательной кампании – недопустимость политической коррупции, легитимность институтов, прозрачные процедуры, равные условия для конкуренции. Иными словами, предлагается бороться за победу не с помощью политтехнологий, административного ресурса и компроматов, а с помощью лучших идей, программ и проектов. Вопрос лишь в одном – насколько сегодня жизнеспособны эти, безусловно, справедливые принципы?
Тем временем инициатива региональных властей повысить налоговую ставку на имущество организаций в Саратовской области (с 1% постепенно до 2%) вызвала бурную реакцию и полярные мнения, в том числе и при обсуждении в областной общественной палате. Звучат аргументы, что в период кризиса бизнес, и так находящийся в непростом положении, не стоит подвергать новым испытаниям. Но, быть может, данный вопрос – сугубо экономический и его следует обсуждать только специалистам? Ведь власти все-таки должны думать о наполнении бюджета.
Главная новость – сборную России не стали в полном составе отлучать от предстоящей Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Худшего сценария не произошло. Но неприятный осадок у многих, связанный с перенесенным унижением и полученными потерями, остался. Хочется некой сатисфакции. Что же выбрать – сплотиться в обиде на «мировой империализм» за политические козни против России, принять все как есть и поблагодарить МОК за взвешенный подход, потребовать расследования в отношении наших спортивных чиновников (а может, и не только спортивных) и соответствующего для них наказания, вплоть до отставки министра Мутко и его команды? Или нужна какая-то другая идея? Ведь не исключено, что история может повториться.
Таким образом, сегодня мы спрашиваем у наших постоянных экспертов:
1) Если пытаться объективно оценить историю России и нашего региона в новом столетии, можно ли отметить какие-либо перемены, пусть даже незначительные, в сторону действительно демократических выборов, и какие на этом пути возможны перспективы?
2) Поддерживаете ли вы инициативу властей Саратовской области повысить налог на имущество организаций региона для решения социальных задач?
3) Какие выводы следует сделать россиянам после истории с олимпийскими санкциями против нашей страны?
Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы
1) Эти призывы звучат не первый год, и мы все прекрасно видим, как проходят выборы. Никакие призывы не сделают выборы честными, пока нарушители избирательного законодательства не начнут нести ответственность.
Пока же мы видим, что те методы борьбы с коррупцией, которые у нас применяются, приводят только к увеличению ее уровня. 18 сентября пройдут выборы, и если партия власти наберет больше 50%, то всем станет все понятно.
2) Из телевизора постоянно звучит, что кризис если не отступает, то хотя бы тормозит, у нас стабильность, а некоторые отрасли даже показывают рост. В любой кризис есть бизнес-идеи, какие-то производства, которые «выстреливают» и развиваются. Но их около 15%, а остальные 85% предприятий «тонут» и закрываются, особенно это бьет по малому и среднему бизнесу, которые являются основой экономики.
Поэтому сейчас идея повышения налоговой ставки на имущество организаций крайне несвоевременна. Соглашусь, бюджет нужно наполнять. Но не так. Депутатский корпус всех уровней должен добиться увеличения доходной части бюджета за счет перераспределения налоговых поступлений на территории области в пользу региона. Федеральный центр забирает большую часть налогов, спуская все больше полномочий. Сейчас бизнес в регионе стоит перед задачей выжить, речь идет даже не о получении прибыли. Если налоговая ставка на имущество организаций будет увеличена, через некоторое время налоги в области собирать будет попросту не с кого.
3) МОК разрешил спортивным федерациям самим решать, каких российских спортсменов допустить до Олимпиады. И на сегодняшний день мы видим, что нет поголовного отстранения россиян, большая часть все же едет в Рио.
России нужно не сатисфакции требовать, а научиться спрашивать с себя. Можно сколько угодно пенять на политику, но если есть факты, нет нужды в подковерных играх. Спортивные чиновники, решившие добиваться медалей таким путем, должны оставить посты и понести наказание. Их действия принесли россиянам стыд за страну, и они должны за это ответить.
Спорт - это то, что может объединить россиян и заставить гордиться своей Родиной. Но достигаться это должно не допингом, а талантом и усердием. Не миллионными зарплатами спортивных чиновников, а развитием детско-юношеского спорта, созданием условий для спортсменов. 5-8 лет системной работы в этом направлении, и мы докажем самим себе и миру, что мы сильные и волевые, мы – победители, и дело отнюдь не в допинге.
Антон ИЩЕНКО, депутат Госдумы от ЛДПР
1) Мы не видим позитивных перемен в плане демократических выборов, поскольку все последние изменения законодательства связаны как раз с ограничением их прозрачности для наблюдателей, СМИ и самих кандидатов. Например, закон, позволяющий избираться в Госдуму по смешанной системе. Теперь получается, это дает преимущество партии власти, которая может через одномандатные округа протащить своих кандидатов и опять же установить контроль за законодательным органом в стране. Это проявляется в том, что ужесточены требования к наблюдателям, которые не могут теперь попасть в день выборов на избирательные участки, если не были заранее заявлены за три дня до момента голосования. Это проявляется в том, что избирательные комиссии формируются за несколько лет до процедуры голосования. Это дает возможность властям находить болевые точки у членов избирательных комиссий. Угрожать потерей работы, пытаться воздействовать на них через родственников. Для чего все это делается? Только для того, чтобы не было объективного контроля за голосованием. Сюда же можно добавить и отсутствие камер видеонаблюдения, на которые страна потратила 14 миллиардов. Где эти камеры, где сайты, которые должны дать более прозрачную картинку с избирательных участков? Где КОИБы, которые должны быть установлены? Сейчас информационные технологии позволяют это сделать, но лишь единицы КОИБов будут установлены на участках. И мы не верим, что это сделано только потому, что не хватает денег. Это целенаправленное ограничение возможности контроля за проведением выборов.
2) Если в Саратовской области эти дебаты разгорелись только сейчас, то в Госдуме они проходили три года назад. ЛДПР была категорически против поправок в Налоговый кодекс, которые позволили бы увеличить размер налога на имущество для организаций. За счет того, что устанавливается кадастровая оценка, и за счет того, что местные власти могут применять повышенный размер ставки налога на имущество и включать дополнительно в перечень облагаемых объектов и те объекты, которые принадлежат предприятиям на упрощенной системе налогообложения, и те, которые обслуживают производственные процессы, офисы промышленных предприятий. Мы видели огромный недочет с точки зрения разработки этого законопроекта. И мы были категорически против, лично я был категорически против, когда этот закон рассматривался на комитете по бюджету и налогам. К сожалению, наши голоса, которых всего 12% в думе, не смогли заблокировать принятие данного закона. Мы и сегодня категорически против этих новшеств, так как они негативно сказываются на всей экономике. В кризис, когда замедляется экономический рост, делать подобные вещи неприемлемо. Сегодня Россия – это страна с максимальной налоговой нагрузкой на бизнес, и дополнительное введение сборов, оброков, госпошлин, податей и т.д. – это категорически неправильная политика, которая приведет к отсутствию желания работать в этой стране и к сворачиванию деловой активности. Ну а те, кто будет работать, повышенные затраты в любом случае перенесут на стоимость своей продукции, и все население увидит их на ценниках в магазинах. К обсуждению этих вопросов однозначно нужно привлекать общественность, а не только узкий круг специалистов из правящей партии.
3) Все основания для смены министра спорта есть. Но боюсь, что только кадровыми вопросами здесь ситуацию не изменить, потому что так выстроена система всей государственной политики в области спорта. Мы не видим сегодня реальной поддержки как массового детского спорта, так и хотя бы школ олимпийского резерва. Дети до сих пор ездят на соревнования за счет своих родителей, амуниция и спортивное оборудование – за свой счет... Одним словом, все бремя ложится на родителей и детей. В таких условиях воспитывать олимпийских чемпионов нереально. Здесь диссонансом выступает позиция государственной компании "Газпром", которая до сих пор финансирует немецкую команду "Шальке-04". С 2006 года «Газпром» спонсирует эту команду и уже потратил на поддержку соперников наших футболистов около 9 млрд рублей. Меценатство за счет РФ нравится руководству Газпрома – Миллеру и К°, и они решили продлить спонсорское соглашение с «Шальке-04» до июня 2022 года с последующим увеличением ежегодных выплат. Ожидается, что в текущем году немецкие футболисты получат в дар от «Газпрома» и всех российских плательщиков за газ 2,39 млрд. рублей, в 2015 году сумма подарка составила 1,355 млрд рублей. Вдумайтесь: это Германия, которая фактически является сегодня противником России, поскольку недавно внесла в военную доктрину изменения, назвав нашу страну своим возможным военным противником! Мы платим иностранным государствам, при этом забывая про наших детей. А ведь этих денег хватило бы на финансирование не одной сотни школ олимпийского резерва по всей стране, которые могли бы воспитать будущих чемпионов. Но этого не происходит. Поэтому и приходится чиновникам от спорта перед соревнованиями прибегать к разным ухищрениям, начиная от натурализации иностранных спортсменов, и заканчивая применением допинга. Вопрос не только в одном человеке, а во всей системе подготовки спортсменов и государственной политики в сфере массового спорта.
Григорий ГРИШИН, член бюро регионального совета Саратовского отделения РОДП «Яблоко», режиссер-документалист
1) Начиная с 1996 года, об открытости, равной состязательности и честности выборов в Саратовской области можно говорить только условно. От года к году уровень всевластия административного ресурса в электоральном процессе только возрастал. И тут нужно оценивать не только прямые фальсификации в процессе подсчета голосов, но и прочие формы законодательно-бюрократических манипуляций и давления. Например, правила проведения выборов меняются практически к каждому избирательному циклу в интересах одной «ведущей» партии, а точнее, политической корпорации, интересы которой она выражает.
Декларации о «честных выборах» звучат регулярно, но пока не было ни единого случая, чтобы они реализовывались. Надеюсь, в 2016 году обещания соблюдать демократические нормы в ходе всенародного волеизъявления будут хоть немного подтверждены на практике.
В контексте разговора о «честных выборах» большое имеет значение один нюанс. Как бы мы ни оценивали искренность намерений высших эшелонов российской власти провести все по закону, решающим образом на результате плебисцита скажется то, что 18 сентября на местах конкретные руководители будут стремиться к своим собственным конкретным целям, создавая иллюзию массового одобрения их деятельности и решая текущие кадровые задачи.
2) Вопрос о налогах не узко экономический. Он касается всех жителей Саратовской области и поэтому должен обсуждаться максимально всесторонне.
Нужно понимать, что в глобальном смысле мы сейчас находимся в стадии разрушения так называемого политического консенсуса, работавшего все последние годы, когда реализующая сырьевую модель экономики страна жила за счет продажи нефти, газа и прочих полезных ископаемых за рубеж. Все экономические успехи нулевых связаны исключительно с этим. Консенсус между властью и гражданами можно описать следующей фразой: «Вы не лезете в политику, мы вас не трогаем, предоставляя экономическую свободу». Сейчас, когда сырьевая модель исчерпалась, консенсус распался, руководство страны в целях наполнения бюджета и поддержания существующего уровня расходов неизбежно обратит свой взор на экономическую деятельность россиян. Поэтому увеличение налогов и уменьшение социальных расходов — это вопрос времени. И ответственность за эту неизбежность несет руководство федерального центра, поскольку решения, приведшие к этому положению дел, принимались именно им.
В этом смысле перед властью Саратовской области стоит непростая задача: увеличить налоговые сборы с граждан и не допустить социального недовольства.
Решать ее было бы проще, если соблюсти два условия. 1. Сделать областной бюджет открытым и расходы прозрачными — дабы граждане понимали, на что расходуются их средства. 2. Перераспределить доли налоговых доходов в рамках межбюджетных отношений. Собранные в Саратовской области налоги должны распределяться в иной пропорции, чем сейчас, когда 67 процентов всех денег уходит в Москву. В свете последнего, издевательской выглядит ситуация, когда власти столицы тратят 123 млрд. руб. на замену тротуарной плитки на центральных улицах (123 млрд. - это 1,5 годовых бюджета Саратовской области или 11 бюджетов Саратова), а в регион в качестве гуманитарной помощи, от щедрот, как бедным родственникам, из златоглавой присылают подержанный общественный транспорт и побитую жизнью технику для коммунального хозяйства.
Глядя на такую ситуацию, жители Саратовской области вполне естественно не испытывают горячего стремления делиться своими доходами с государством, не желая водружать на свои плечи реализацию московских «высокохудожественных» инициатив.
3) Нужно понимать, что, судя по всему, обвинения, которые предъявляются российским властям в связи с махинациями с допинг-пробами на Сочинской олимпиаде, имеют под собой основания. По крайней мере, никто из официальных российских властей не взял на себя ответственность опровергнуть факты, изложенные в докладе ВАДА. И наоборот, в экстренном порядке была образована комиссия по борьбе с допингом под руководством Виталия Смирнова. Такая реакция говорит о многом.
МОК, вынося решение по российской сборной, руководствовался буквой закона и смыслом основополагающих принципов олимпизма, которыми однозначно утверждается, что не совместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам. Запрет на участие всех российских спортсменов был бы несомненно дискриминацией на основании гражданской принадлежности.
Мерой по преодолению кризиса, разразившегося в связи с ситуацией с допингом, должна быть скорейшая отставка всех должностных лиц, ответственных за этот скандал, нанесший катастрофический репутационный ущерб российскому спорту и стране в целом.
Александр АНИДАЛОВ, первый секретарь Саратовского горкома КПРФ
1) Если нам в очередной раз говорят, что уж в этот-то раз выборы будут еще честнее, мы понимаем, это означает, что будет еще больший беспредел. А вся риторика власти – упреждающий удар, подготовка общественного мнения. Да и зачем загадывать на будущее, когда уже сейчас на всех саратовских каналах идут материалы, «…создающие позитивный образ» кандидатов от одной из партий, и все избирательные комиссии, прокуратуры и прочие надзорные органы языки засунули поглубже… Что же, осталось дождаться компроматов и черных политтехнологий. А были ли какие-то заметные подвижки в сторону честных выборов в ближайшей истории? Да, после того, как «болотная» реально напугала Кремль, тот провел более-менее честные выборы мэра Москвы и Московской городской думы. Конечно, и там хватало грязи, но хоть внаглую не переписывали. Результат: Собянин едва ускребся от второго тура, а в Мосгордуму впервые в истории прошли сразу несколько одномандатников от КПРФ. Вот и ответ о способах и путях, чтобы власть реально начала проводить честные выборы.
2) Вопрос действительно сложный. Если ставить его примитивно и провокационно: с населения или с предприятий и организаций, создается иллюзия однозначного ответа. Но если представить ситуацию с умирающими предприятиями региона, у которых с советских времен есть и земля и имущество, вот только госзаказов нет, ответ перестает быть однозначным. Добив предприятия, получим тысячи безработных и полную бесперспективность. Но, на наш взгляд, сама альтернатива налога на население или организацию – неверен. В свое время в угоду федеральной власти был принят такой Налоговый кодекс, который обескровил местные и региональные бюджеты. КПРФ предупреждала, что необходимо вернутся к советской системе равных пропорций (по 1/3 федерации, региону и на места). Мало того, большинство предприятий зарегистрировано отнюдь не в области и основную часть налогов платит по месту регистрации: в Москве или в оффшорах. Поэтому в то время, как федеральная власть в Москве жирует, реализовывая дорогостоящие пиар-проекты или в очередной раз перекладывая плитку на тротуарах Москвы, региональные и местные власти вынуждены выжимать последние соки с предприятий на местах за счет тех немногих налогов, которые им оставили. Если же все это народ допечет, региональные и местные власти всегда с помпой, в рамках какой-нибудь очередной пиар-кампании борьбы с коррупцией или некомпетентностью можно кинуть на съедение, федералы же – белые и пушистые, с крымами, сочами и сириями. Это на местах дураки, подлецы и воры. Конечно, местные чиновники достойны такого к ним отношения, но не только и даже не столько они в этом виноваты. Пока же отдуваются простой народ и те, кто еще рискует заниматься реальным производством, без «крыш» и откатов. Вот вам и вопрос: чего здесь больше – экономики или политики?
3) Судя по лентам новостей, сегодня в России других проблем нет, кроме терроризма, Сирии и, конечно же, наезда на наших олимпийцев. Я уже говорил ранее: то, что о нашу страну в очередной раз вытирают ноги, показывает, что наша сила, значимость и авторитет в мире крайне сомнительны. Попробовали бы так вести себя с Советским Союзом. Полмира бы встали на его защиту. А где сегодняшние наши друзья по тому же ШОЗ? Получается, что либо мы остались без реальных друзей и союзников, либо у нас действительно «рыльце в пушку». Но скорее всего и то, и другое. Наверно и в тех же США допингов не меньше, но мне плевать на них. При этом почему-то верится, что как наши футболисты, так и, возможно, какие-то другие спортсмены больше думают о нечистых заработках, гонорарах и контрактах, нежели о чести страны. Еще меньше доверия у меня к нашим чиновникам. Конечно, Мутко надо гнать в шею, но не за допинговый скандал, а за то, что он и такие же до него, изуродовали и опозорили великий советский спорт да и саму страну. Но если бы это была единственная проблема, почему к нам так относятся... Мы попали во все самые грязные списки, будь то вопросы коррупции, демократии, отношение к своим детям, да и просто к гражданам. Причем меньше всего меня волнуют те списки, которые пишутся столь же подлыми и лицемерными политиками на Западе. У меня свой список к этой власти.
Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, ветеран гражданского сопротивления
1) Какие «лучшие идеи, программы, проекты» – вы о чем? Вот вам моя многолетняя позиция на организацию городского самоуправления: власть (система МСУ) в Саратове и других крупных городах слишком далека от нужд, потребностей и интересов людей самых разных сословий. Далека она, в том числе, и физически – все ресурсы сосредоточены на уровне мэрии. Депутаты МСУ – никто, как и жители микрорайонов, избиратели. Бал правят чиновники – коих на расквартировании в нашем городе одна-две дивизии. Поэтому необходимо изменить схему административно-территориального деления города, передав полномочия муниципальным районам с общественными советами и депутатами. Центрами МСУ станут школьные участки. Все бюджеты будут открыты и прозрачны до копейки.
Это проект по опыту Моссовета 1991-93 г.г., когда прорабатывалась и утверждалась схема АТД столицы. Он создает условия для становления и развития местного самоуправления, а жители разных сословий, партии и прочие структуры вовлекаются в процесс демократизации с начала проектирования, а затем становятся полноправными партнерами и участниками МСУ… Гражданами – имущественно ответственными, открытыми и информированными, способными к сопротивлению произволам.
Нужно, чтобы сами люди решали свою судьбу, но для этого их нужно готовить, вовлекать, делать участниками. Как бы там ни было, с выборов депутатов гордумы по списку ПАРНАСа я и другие кандидаты сняты.
2) Для реализации новой программы МСУ нужно будет просчитать ставки всех местных и региональных налогов. На территории муниципального района они будут сбалансированными из-за невозможности украсть из открытого бюджета и копейки. Все расчеты центр социально-экономического развития МР представит избирателям, и они утвердят (возможно, методом прямой демократии) необходимую на данном этапе налоговую политику… Готовить решения будут привлеченные депутатами специалисты, а утверждать, имея все аналитические выкладки, граждане…
3) Беда в том, что забюрокраченная сверху донизу власть напоминает собой некий «заваренный продукт», из которого не получается вилочкой мух отделить от котлет. У нас всюду – что в ЖКХ, что в спорте «гремучая смесь», в которой барыш является основой всего и заменителем всего на свете... Вот интересно, многие ли саратовцы видели соревнования легкоатлетов – чемпионат области, города? Я и мое поколение хорошо помним: Лескевича, Ефимова, Иванова, Максимова… Мы видели их из года в год бегущих все быстрее, прыгающих все дальше и выше, метающих и толкающих… Мы были уверены в своих кумирах и имели все основания гордиться ими и разделять в душе успехи Сисикина, Прудсковой, Шарова, Семенова, Турищевой, Санаева… В то же время мы понимали, что наш спорт не красили поступки фехтовальщиц сестер Офицеровых, легкоатлеток сестер Пресс и других – мошенничества в спорте, как правило, раскрывались на родине «героев». А сейчас, я думаю, по одной из ваших версий, мы вынуждены «принять все как есть». А уж потребовать чего-то с Мутко… Скажите еще – с Васильевой и Сердюкова. Кто ж может с них потребовать – с памятников-то?
Алексей МАЗЕПОВ, сопредседатель Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта, депутат областной думы
1) Объективно говоря, изменения коснулись не только самого формата выборов - изменился и избиратель. Можно быть известным фигуристом или певцом, чтобы участвовать в предвыборной гонке, но в современных условиях этого недостаточно для победы – современному избирателю этого мало. Времена, когда партии, на фундаментальном уровне, конкурировали между собой, постепенно уходят. Сейчас мы видим нарастающую конкуренцию кандидатов, предложений и действий уже на этапе формирования предвыборных списков. По сути, политическая принадлежность кандидата перестает быть определяющей. Все прочнее такой этап кампании, как предварительное голосование или «праймериз», входит в жизнь политических партий. Считаю, что это оправдано и способствует росту доверия к институту выборов со стороны избирателей.
2) Этот законопроект мы обсуждали на рабочих группах в областной думе. Однозначно моя позиция, подкрепленная мнением бизнес-сообщества, в том, что увеличение налога ни к чему хорошему не приведет. Да, бюджет получит дополнительные средства. Но в условиях экономического кризиса эти 1,5-2% скажутся на себестоимости продукции и, в конечном итоге, на стоимости продукции для потребителей. Кроме того, такая инициатива, на мой взгляд, противоречит общей задаче государства в сфере экономики и поддержки предпринимательства.
3) Спорт высоких достижений всегда был тесно связан с политикой – то, что мы видим сейчас, это очередная попытка давления на Россию. Экономические санкции не привели к ожидаемому результату; в боеготовности и эффективности российской армии весь мир уже убедился в Сирии; единственный шанс как-то пошатнуть позиции России на мировой арене - устроить спортивный скандал перед Олимпиадой в Рио. Что сейчас и происходит.
И, все-таки, несмотря на очевидные внешние причины, нельзя говорить о том, что в отечественном спорте все гладко. Минспорт занял откровенно слабую позицию, переложив функции по защите «чистых» спортсменов на их же плечи.
Остается открытым и вопрос с применением допинга в нашем спорте: случаи есть, с ними надо разбираться. Важно понять, единичные это случаи или системная и целенаправленная работа. На мой взгляд, на время проведения внутреннего расследования нынешние чиновники Минспорта, руководство во главе с Виталием Мутко, должны сложить с себя полномочия.