В Саратове участились происшествия, связанные с работой общественного транспорта. Жительница города погибла после падения из автобуса №53, который тронулся с открытой дверью; автобус №11 без водителя сорвался с ручного тормоза и вылетел на набережную, подмяв автомобили и прохожего; шофер маршрутного такси №95 уснул за рулем и врезался в припаркованный грузовик (пострадали 9 пассажиров).
Что это – случайность или система? Способны ли власти навести порядок в сфере транспортного обслуживания, на которую поступают многочисленные жалобы?
Тем временем министр здравоохранения области Владимир Шульдяков доложил о работе по укреплению первичного звена. За последние 5 лет в Саратовской области построено 17 ФАПов. В рамках проекта «Маршруты здоровья» для обследования населения используются 2 мобильных медицинских комплекса. Также за 5 лет реализации проекта «Сельский доктор» число врачей, работающих на селе, увеличилось на 12,5%.
То есть, можно сказать, жизнь налаживается? Но почему тогда не прекращаются жалобы населения на медицину или, вернее, ее отсутствие? Особенно в селах.
К слову, правительство региона назвало причины исчезновения сел – состояние дорог, уличное освещение, водообеспечение, нехватка квалифицированных специалистов, отток населения. На слушаниях в облдуме прозвучали предложения по созданию комфортных условий в деревнях: привлекать социально ориентированный бизнес, развивать сельский туризм, обеспечить сельских жителей устойчивой сотовой связью и интернетом.
А что скажут наши эксперты – известные политики, депутаты, общественники, политологи? К ним, таким образом, три вопроса.
1) Каковы причины участившихся крупных ДТП с участием общественного транспорта в Саратове?
2) Свидетельствует ли отчетность министерства здравоохранения о позитивных изменениях в медицинской сфере Саратовской области?
3) В чем, по-вашему, главные причины массового сокращения сел на карте области. Какие меры могут помочь минимизировать потери?
Анастасия МОСКАЛЕВА, член федерального совета движения ОТКРЫТАЯ РОССИЯ, координатор саратовского реготделения
1) В российской системе общественного транспорта отсутствует какая-либо культура. У нас нефтяные компании пропагандируют культ персональных автомобилей, а на общественном транспорте ездить будто не престижно. Это в корне неверная позиция, порождающая проблемы с пробками, парковками, ценами на бензин и экологией. Более того, при таком подходе транспортные предприятия едва ли будут прибыльными.
Нашим чиновникам имеет смысл поучиться в Вене. Там система городского транспорта реализована бесподобно. Закуплен новый комфортный транспорт, продуманы востребованные маршруты и их расписание. Из любой точки города в любую можно добраться с минимальным количеством удобных пересадок.
Да, эта система требует определённых вложений. Но такой транспорт востребован горожанами, следовательно, окупается. А там, где начинается прибыльный для города бизнес, начинается пополнение бюджета и заинтересованность в клиенте и уважительное к нему отношение.
В Саратове ни для кого не секрет, что все прибыльные маршруты монополизированы аффилированными к власти людьми, рынок закрыт от конкуренции и нацелен на набивание кармана здесь и сейчас.
Остальные маршруты находятся в предсмертном состоянии. Власть давно относится к людям как к расходному материалу и не питает к ним никакого уважения. Откуда же здесь взяться соблюдению правил дорожного движения или элементарной заботе о человеке?
2) В России принято о развитии любой отрасли отчитываться строительством или закупкой оборудования. Так и бюджет распилить можно и цифры красивые показать.
Наша страна давно занимает хорошие места в рейтинге стран по числу врачей на душу населения. Поэтому увеличение численности не было главной целью. Тем более что численность врачей на селе увеличивается в основном за счёт молодёжи.
При всём уважении, опыта у них мало, а качество нашего медицинского образование вопиющее. Даже огромное число молодых врачей на селе не заменят доступ к лекарствам и квалифицированному опытному доктору, который и людей вылечит и новое поколение медиков научит.
ФАПы и обследования это хорошо. Но когда сельский житель узнает, что он болен и нуждается в лечении, вариантов у него немного. Лишь областная больница, находящаяся в центре Саратова, способна оказать ему помощь.
Но чтобы туда попасть, надо выждать очередь и бросить все дела и работу дома. То есть оставить свою семью без хлеба не на один месяц. Для чего нужны обследования, если потом нет толковой возможности лечиться - непонятно.
3) Правительство региона назвало причины исчезновения сел – состояние дорог, уличное освещение, водообеспечение, нехватка квалифицированных специалистов, отток населения. На слушаниях в облдуме прозвучали предложения по созданию комфортных условий в деревнях: привлекать социально ориентированный бизнес, развивать сельский туризм, обеспечить сельских жителей устойчивой сотовой связью и интернетом.
Как вы считаете, в чем главные причины массового сокращения сел на карте области, и какие меры могут помочь минимизировать потери?
У правительства все смешалось: и причины и последствия. И выглядит это как в известном юмористическом шоу, где нашкодивший герой удивленно вопрошает: "А кто это сделал?"
Кому нужен социально ориентированный бизнес в месте, где уже никто не живет? Там и обычный бизнес умирает. А социально ориентированный живет всегда на донатах.
Как можно привлечь туристов туда, где нет ни дорог ни воды? Что они там будут делать: наслаждаться пылью?
Интернет и связь уже давно много, где есть. Через 5 лет правительство снова отчитается перед нами тем, что провели кабели в деревню.
Первое, с чего надо начать, это строительство нормальных дорог и бытовых коммуникаций. Тогда в село можно будет хотя бы попасть и там комфортно находиться. Казалось бы, очевидная вещь.
Затем нужно развивать сельское хозяйство. Я всегда ужасно расстраиваюсь, когда вижу, сколько площадей у нас простаивает, а потом иду покупать дорогие импортные помидоры. В этом плане пример Франции очень может помочь: там в любой маленькой деревне выпекают вкуснейший хлеб и делают хорошее вино.
Неужели в нашей стране невозможно делать качественную сельхозпродукцию? Не верю. Нужны технологии, нужно отправлять фермеров на учебу и помогать им финансово. Только так идея импортозамещения перейдёт из виртуальной категории в реальную.
Когда будут возникать предприятия, появится и зарплата, и люди. Тут нужно очень быстро подхватить и обеспечить людей медицинской помощью и образованием. Тогда будет развитие.
Губернатор же видит развитие экономики области в организации форумов. Там он радостно фотографируется с мифическими инвесторами. Они пьют его бесплатное шампанское и уезжают на следующий день, чтобы никогда не вернуться. Дайте уже области губернатора, смыслящего в экономике и предпринимательстве.
Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта
1) Считаю это вполне закономерным. Техническое состояние общественного транспорта, особенно городских автобусов, оставляет желать лучшего. Зимой в них холодно, летом – жарко как в сауне. Если говорить, например, о маршрутах 53-й, 6-й или 11-й, то на них выходят в рейс такие автобусы, которым место давно в музее!
Каким образом перевозчикам удается с таким дряхлым автопарком выигрывать торги – загадка, на которую, я надеюсь, обратят внимание компетентные органы. Это вопрос нашей с вами безопасности.
2) Положительные перемены, конечно, есть – отрицать это нельзя. Но сфера здравоохранения, особенно в сельской местности, не может развиваться в отрыве от остальных. Повышение доступности медпомощи в сельской местности тесно связано и с общим развитием инфраструктуры – дорог, мобильной связи, интернета. Активисты Общероссийского народного фронта незадолго до выступления министра Шульдякова как раз провели мониторинг ФАПов в некоторых районах Саратовской области, и пришли к такому выводу.
2) Как я уже сказал, перспектива развития сельских территорий зависит от того, насколько там будет развита инфраструктура. Не во всех муниципалитетах есть связь, интернет, а ведь без современных технологий говорить о жизнеспособности и перспективе развития таких поселений не приходится. Должен быть комплексный подход.
Юрий СЛУДНИКОВ, Республиканский клуб
1) Общественный транспорт и грузовые машины – объекты повышенной опасности. Необходимы соответствующие законы, и прежде всего, нужны серьезные штрафы для работодателей.
Не секрет, что водителей-дальнобойщиков отправляют в рейс по одному на автомобиль. Они в пути толком не отдыхают и не высыпаются. Отсюда велика вероятность заснуть за рулем и совершить аварию с тяжелейшими последствиями.
Многие работодатели, экономя на водителях и заставляя их работать сверхурочно, подвергают опасности наше с вами здоровье и жизни.
Выход прост – если в машине один дальнобойщик – штраф и при повторе изъятие у организации или у частного предпринимателя права на перевозки.
Аналогичные меры необходимы и в сфере общественного транспорта. Я много раз видел как водитель маршрутки, управляя машиной, одновременно говорит по сотовому телефону, принимает оплату за проезд и выдает сдачу.
2) Открытие 3 ФАПов в год ну никак не может свидетельствовать об
существенном улучшении медицинского обслуживания на селе. А цифра увеличения сельских врачей на 12.5% за пять лет ни о чем не говорит, без конкретного количества врачей.
Так если на селе работало 50 врачей, то 12.5% прибавления означает, что за каждый год прибавлялось по одному врачу.
Если г-н Шульдяков так любит абстрактную статистику пусть оперирует объективными критериями: кол-во врачей на 1000 сельских жителей и процент кол-ва жителей на селе не имеющих ФАПов в своем населенном пункте. А так эти цифры ни о чем не говорят и нужны только для того, что бы дуть в медные трубы на чиновничьих собраниях.
3) Процесс уменьшения сельского населения и как следствие исчезновение сел - процесс объективный, связанный с циклами развития цивилизаций. Чтобы пахать землю трактором, а не сохой, требуется на несколько порядков людей меньше.
Остановить процесс уменьшения сельского населения просто невозможно. Уехать из села в город – процесс обычный, а переселение из города в село процесс редчайший и, как правило, неудачный. Автор испробовал это на себе.
А вот сделать жизнь комфортной и привлекательной на селе вполне возможно. Когда в 2011г. на выборах в Областную думу кандидаты от Республиканской партии объезжали села, то сформировали для себя три важных для сельских жителей насущных вопросов:
1 Современная дорога до села.
2 Природный газ в сельские дома.
3.Обеспечение централизованных закупок сельхозпродукции с подворий и у фермеров.
А если в райцентрах еще и будет переработка сельхозпродукции, то это вообще идеал.
Нашим городским кабинетным депутатам нужно ездить по селам, тогда не будет за них стыдно, когда они рассуждают про интернет, сотовую связь на селе и сельский туризм.
В то время как сельчанину проблема продать выращенного бычка себе не в убыток.
Александр НИКИТИН, председатель Саратовского правозащитного центра «Солидарность»
1) Подобная катастрофическая ситуация, связанная с работой транспортных и иных сложных технических механизмов, повсеместна. Ракеты не взлетают и не выполняют своих заданий, самолеты падают, железнодорожные поезда сталкиваются и сходят с рельсов, автобусы ломаются и совершают ДТП, травмируя людей.
А причина везде одна. Умами людей, являющимися собственниками и управленцами всей этой сложной техники, овладела жадность и жажда быстрого обогащения, которые удавили в них совесть. И, естественно, по причине жадности идет экономия на всем.
Нещадно эксплуатируется техника, её фонд плохо обновляется, увольняются опытные специалисты и профессионалы (у них есть чувство собственного достоинства, и им надо слишком много платить) и набираются любые новички, начинающие и дилетанты, но которые не требовательны ни к работодателям, ни к уровню зарплаты, ни к безопасным условиям труда, ни к
техническому контролю за безопасными условиями работы.
При этом пирамида ответственности всегда освобождает собственников и высший менеджмент от реальной ответственности, которая перекладывается на «стрелочников», когда всегда и во всем виноваты сами водители.
Выход, на мой взгляд, один: национализировать и муниципализировать весь общественный транспорт и во главу угла его эксплуатации поставить комфортность и безопасность оказываемых услуг, исключив прибыль и самоокупаемость из обязательных показателей. Тогда ситуация изменится.
2) Наши чиновники от здравоохранения имитируют свою буйную деятельность. Но как эта деятельность отразилась на качестве здоровья и оказания медицинской помощи населения всегда остается за скобками. Нам преподносятся промежуточные результаты.
Я, конечно рад, что в рамках проекта «Маршруты здоровья» для обследования населения используются 2 мобильных медицинских комплекса, а за 5 лет реализации проекта «Сельский доктор» число врачей, работающих на селе, увеличилось на 12,5%.
Но меня лично все же интересует, как это отразилось на здоровье населения,
на доступности и качестве медуслуг в сельской местности. Я лично считаю, исходя из той информации, что имеется в правозащитном центре, что ситуация в целом в медицинском обслуживании населения и особенно в сельской местности из года в год всё хуже и хуже, как бы наши министры здравоохранения, сменяющие друг друга, не убеждали в обратном.
У населения с ним разные точки отсчета. Людей интересует доступность и качество, а нам сообщают о процентах и закупленной технике, то есть лишь условно относящиеся к качеству работы медиков.
3) Я считаю, что проводимая нашей региональной властью аграрная политика объективно направлена на обезлюдивание сельской местности, снижение в них численности проживающих и ликвидации сел и сельских поселений.
Такая позиция вытекает из насаждения властью права собственности на землю, концентрации этой земельной собственности у земельных и финасовых магнатов, замена сельских тружеников батраками.
И вся эта политика накладывается на катастрофическое состояние сельских дорог, практически отсутствие уличного освещения в деревнях, ужасное водообеспечение, естественную для таких условий проживания нехватку квалифицированных специалистов и планомерное выдавливание населения из деревень и сёл из-за отсутствия работы.
Во главе причин всех наших сельских бед опять же лежит жадность, жадность и ещё раз жадность. Погоня за обогащением, постоянная экономия на заботе об удовлетворении людских потребностей огромным гнилым бревном лежат на дороге развития сельской инфраструктур.
А ведь идеальные условия для здоровья и духовного развития человека заключены в проживании среди своих родичей в селах, население которых не превышает десяти тысяч человек, где все друг другу родные и близкие. Наши предки эту истину хорошо знали.