Правительство РФ представило своей рейтинг российских автомобильных дорог общего пользования. Согласно этому официальному документу, менее 10% саратовских трасс соответствуют установленным нормативам, что является худшим показателем в Приволжском федеральном округе и одним из самых низких в России.
Интересно, что в соседних регионах с похожим климатом показатели заметно выше. В Пензенской области, например, более 50% соответствия. Остается лишь надеяться, что немалые федеральные средства, которые планируется выделять Саратовской области на ремонт дорог (18 миллиардов до 2025 года), позволят хоть как-то изменить ситуацию.
Обыски в министерстве образования Саратовской области закончились, как считают многие, вполне логично: отставкой главы ведомства Марины Епифановой и возбуждением уголовного дела. Отрасль, похоже, больна еще тяжелее, чем казалось. Симптомы назвала профессор СГУ Вера Афанасьева в письме министру образования РФ: нищенские зарплаты учителей, коррупция, девальвация знаний, «душевное нездоровье»…
Тем временем с наступлением весны в Саратове все чаще возникают случаи самостоятельной беспардонной вырубки деревьев. Так, в Мирном переулке владельцы супермаркета уничтожили многолетние ели, чтобы было лучше видно вывеску. Какие меры нужно принять, чтобы остановить это варварство и направить ситуацию в цивилизованное русло? Спросим у экспертов «Репортёра» - известных политиков, депутатов, общественников, журналистов. Три вопроса:
1. В чем причина столь плачевного состояния саратовских автодорог по сравнению с другими регионами России, в том числе, с соседними областями?
2. Насколько неожиданными для вас стали последние события в министерстве образования Саратовской области? Как вы оцениваете сегодняшнее состояние данной отрасли?
3. Как региону бороться с повсеместным уничтожением зеленых насаждений ради коммерческой выгоды или по каким-либо другим причинам? На ком лежит ответственность за происходящее?
Виктор МАРКОВ, депутат Саратовской городской думы («Единая Россия»)
1) Я автомобилист с большим стажем и по роду своей профессиональной деятельности мне часто приходится перемещаться на автомобиле во все четыре стороны от Саратова. Поезжай в сторону Пензы или Самары, на Волгоград или Воронеж - везде пересекая границы области – заметишь, что дороги в соседних регионах лучше наших и по состоянию дорожного полотна, и по разметке, и по обеспеченности элементами пассивной безопасности. И это – мои многолетние наблюдения. Так что проблема эта "с бородой"! Нам "повезло" с тем, что у нас есть свой пугачёвский и ивантеевский щебень. Он для наших дорожников доступен и дешев, однако имеет недостаточные для дорожного строительства прочностные характеристики. Аналогичные проблемы и с саратовским битумом. В результате появляется асфальт, который легко смывается первыми же весенними водами! В связи с низким качеством ремонта дорог не могут не возникнуть вопросы и к контролирующим качество работ и материалов службам!
Считаю, что при честном, конкурентном выборе подрядчиков и надлежащем, строгом контроле за качеством выполняемых ими работ переломить ситуацию с состоянием саратовских дорог вполне возможно!
2) После скандала и уголовного дела по поставкам спортоборудования в школы области года три назад, новое уголовное дело уже не выглядит чем-то особо неожиданным. По поводу общего состояния нынешнего школьного образования, мне кажется, оно явно не на высоте. Введение ЕГЭ не повлекло за собой улучшения качества знаний, а привело к банальному "натаскиванию" на конкретный сиюминутный результат в баллах. Это сказывается на умении грамотно писать, излагать свои мысли, да и просто говорить. Кроме этого, не решён окончательно вопрос с тем, какое же у нас образование – бесплатное, что декларируется на словах, или все же частично платное, что имеет место по факту. Если на ремонт, содержание охраны, противопожарные мероприятия использовать только то, что даёт бюджет, вы не сдадите к новому учебному году ни одну школу. Приходится "задействовать" средства родителей учеников, и тут возникают вопросы с так называемыми поборами в школах. На директоров школ организуется настоящая травля! Необходимо срочно прояснить ситуацию, раскрыть этот секрет Полишинеля нашего образования!
3) Меры должны применяться в соответствии с законодательством. Если это самовольная вырубка – должен ответить ее инициатор. Если было официальное разрешение - тот чиновник, чья подпись стоит под разрешением. Кроме этого твёрдую и нетерпимую позицию по отношению к подобному варварству должны занять общественники и граждане, жители города, вплоть до бойкотирования этого магазина!
Иван КУРЕНЬКОВ, политолог
1) Дороги, как известно, одна из двух наших главных национальных бед. Проблема «убитые дороги» – постоянная мишень для критики действующих властей накануне очередных выборных кампаний. Власть без боя не сдают. Поэтому «дорожная тематика», критика и малюсенькая самокритика, обещания и суперобещания в этой сфере превращаются в захватывающий триллер конкурирующих сторон в борьбе за власть.
Но так как в силу избирательных «нанотехнологий» последние 15 лет партия «Единая Россия» оказывается вне конкуренции, то и положение дел с нашими дорогами остается на прежнем уровне. Увы.
Денег, как однажды неожиданно заметил глава правительства РФ Дмитрий Медведев, в казне якобы нет. Поэтому нам всем предложено «держаться». И мы держимся, из последних сил, но при этом сильно удивляясь…
Например, как так: «денег нет», но зато в России самые дорогие в мире дороги?! В Китае, допустим, средняя стоимость строительства 1 км дорог составляет 2,2 млн. долларов. В США – 5,9 млн. долларов, в ЕС – 6,9 млн. долларов. Причём с применением таких технологий и качества, что нам и не снились.
А вот в России, согласно официальным данным, средняя стоимость строительства 1 км дорог составила (2010-2016 гг.) 17,6 млн. долларов.
Цены российских дорог, как видим, запредельные. Причины давно всем известны и лежат буквально на поверхности самих раздолбанных дорог – повальное воровство и коррупция. Так что Саратов и Саратовская область в этом отношении не исключение. Ведь здесь «правит бал» та же партия власти. Ею регулируются и денежный поток бюджетов всех уровней, и кадровые назначения на «хлебные места», и «контроль» за качеством дорожного строительства.
2) Ничего неожиданного в этом событии не увидел. Ведь это не первый и, видимо, не последний министр нынешнего правительства области, которого уличили в злоупотреблении служебным положением. Как говорится, суд да дело у этого персонажа впереди. Но проблема не только в самой этой личности. Дело в той системе координат, в которой она являлась «винтиком». А система эта давно начала давать сбои, причём по разным направлениям.
Вместе с тем так называемые «реформы» отечественного образования, начиная с ЕГЭ и кончая переводом его в сферу «услуг», в итоге загоняют нашу страну в число мировых аутсайдеров. В придачу с низкопробными продуктами провластных СМИ (прежде всего телевидения) наша нынешняя система образования во многом способствует дебилизации подрастающего поколения.
Что касается саратовского образования, то здесь давно творятся малопривлекательные явления. Широко известные практически всем родителям учеников средних школ всевозможные поборы стали притчей во языцех. Но поборы эти почему-то долго и упорно власти «не замечали». И лишь недавно губернатор вдруг решил озадачиться сам и озадачил своих подчинённых на эту неприглядную тему. Видимо, подключили правоохранителей, и вот – первый «улов» в министерском кресле. Впрочем, социальные сети пестрят скептическими прогнозами саратовцев насчёт перспективы доведения этого дела до суда.
С ярким, эмоциональным анализом аховой ситуации в системе образования, в т.ч. в Саратовской области в минувший понедельник выступила профессор СГУ Вера Афанасьева. Своё открытое обращение она адресовала министру образования и науки России Ольге Васильевой. Посмотрим, чем ответит федеральная чиновница нашей смелой и неравнодушной землячке.
3) Слово «варварство» – самое точное и подходящее для этого случая. Ситуация с уничтожением многолетних елей в Мирном переулке стала возможной потому, что власти Саратова не делают должных выводов из справедливой критики граждан. «Лёгкие» города постоянно уменьшаются. Четыре года назад саратовцы обрушили шквал негодования на головы властей в связи с бездумной вырубкой деревьев на улице Первомайской. В прошлом году случилось «пенёчное» кронирование тополей на улице Чапаева. Исподтишка идёт вырубка деревьев на Кумысной поляне, в природоохранной зоне. И такие примеры можно продолжить. Что здесь сказать? Может, в Год экологии совесть наших чиновников проснётся, и они хорошенько подумают: ведают ли, что творят?..
Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, ветеран гражданского сопротивления
1) Только в 5-6 регионах Советского Союза были высшие учебные заведения, готовящие инженеров-дорожников: в Москве – МАДИ, в Харькове – ХАДИ, в Саратове – САДИ (с начала 60-х ставший Политехническим институтом, но сохранившим автодорожный факультет), ещё, кажется, в Новосибирске и Клайпеде, если память не изменяет… Эти же города становились базовыми центрами «дорожных наук и школ», в них, в том числе и в Саратове, многие годы действуют, имея славные традиции, филиалы крупнейших российских научно-исследовательских и проектных институтов: «ГипродорНИИ», «Росдортех». В советские времена в регионе было 6 мощных ДСУ, специализированные управления, и ДРСУ (ремонтные) – фактически в каждом районе области. Это я говорю о потенциале. Но здесь же следует заметить, что дороги в Саратовской области с послевоенных лет оценивались шоферами как одни из самых худших как минимум в Поволжье, а то и во всей России. На мой взгляд, Саратов, ко всему хорошему, становился и своеобразным «центром коррупции» (как науки и практики) в дорожном хозяйстве и ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство областного центра и региона, как правило, укомплектовывалось теми же специалистами-дорожниками. А уж после конца 90-х – начала «нулевых», когда «княжил» клан Джлавяна, о дорожной отрасли в нашем регионе трудно что-то вообще говорить… Но любые деньги, хоть на ремонт дорог, хоть на новое строительство, хоть 18 млрд. руб, хоть 45 млрд. долларов всегда успешно будут освоены, можно не сомневаться..!
2) Меня, да и многих трезвомыслящих людей, ничто, на мой взгляд, удивить не может. И беда-то не в образовании или в дорожном хозяйстве, или в науке, как «отраслях», - всему можно дать только самые низкие оценки, - сколько в системе со всеми её экономическими, политическими, культурными составляющими. Система, выделяющая на образование, здравоохранение, науку 15% бюджета, ничего продуктивного родить не может! Если в подтексте вопроса «А могла ли М. Епифанова?..», отвечу: «Могла!» Вы посмотрите, какие машины ездят по Саратову, посмотрите на стоимость квартир в элитных домах, коттеджей, вилл и дворцов в условиях полностью «убитого» бизнеса, посмотрите! Денежных потоков нет, а немереные деньги у «когорты» откуда? Единственно возможный ответ: «Пилят, батенька, бюджеты всех уровней, всех отраслей и на этом сидят!» Сейчас официально объявлено, что нищих у нас в самой богатой стране - 20 миллионов… Отсюда и все беды!
3) В правительстве нашей области, в мэрии, думах и возле них работают люди, страдающие какими-то психическими недугами – другого ответа у меня нет. Скорее всего, они пришлые и не знают, что наш регион находится в лесостепной зоне, где и лес-то всего 10% составляет. Они представляют в органах власти наши интересы, интересы горожан, которые и без того в условиях дефицита воздухообмена, загазованности, запылённости, буквально вымирают от онкологических заболеваний, лёгочных, сердечных недугов… Весна только началась, а по улицам города ходить совсем не комфортно – пылища, солнце, кажется, всюду слепит, тени не найдёшь… Остановить «это варварство» в нынешней системе авторитарной власти невозможно – можно только каждую весну (а так же во все другие времена года) констатировать спилку десятками каштанов на Московской, десятками елей на пр. Строителей, теперь вот в Мирном переулке, тысяч тополей по всему центру города, уничтожение уличных газонов, захват лесных территорий Кумыски, Тянь-Зиня… Правда похоже на геноцид деревьев и людей? – а вы говорите о «цивилизованном русле»…
Дмитрий ПЬЯНЫХ, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР
1) В период предвыборной кампании 2016 года, когда партия власти осуществляла очередной свой предвыборный проект по закатке дворовых территорий в асфальт, председатель комитета дорожного хозяйства города указал на то, что используемый при работах щебень марки хуже, чем в других регионах и, якобы, из-за этого дороги разрушаются. Подрядчики заявили, что именно такой марки щебень указан в ГОСТах, и работы производятся в соответствии со стандартами. Я полагаю, что качество Саратовских дорог оставляет желать лучшего ввиду целого ряда причин: здесь может быть и нецелевое использование средств, плохая подготовка кадров, устаревшие технологии. И низкое качество исполнительных работ. На всем стараются экономить, большинство работ выполняется в последний день, с целью освоить средства, все это влияет на качество.
2) Задержание в верхних эшелонах руководства области не стало неожиданностью и уже прогнозировалось. Тот факт, что работу проводило УФСБ, свидетельствует, что разработка велась давно, нарабатывалась фактура, и выявлялся состав преступления. Состояние образования в области оставляет желать лучшего, мы видим огромное количество скандалов связанных с некачественным питанием в школах, с поборами и т.д. Думаю, что перемены назрели, и своевременно приняты меры по исправлению ситуации. Надеемся, что после этих перемен саратовское образование встанет на путь исправления, как это происходит с образованием в целом по стране.
3) Вырубка многолетних зеленых насаждений в угоду коммерции, арендаторов - это вопиющий случай. Спил деревьев четко регламентирован ФЗ «Об охране окружающей среды», многочисленными методическими рекомендациями, нормами и правилами по благоустройству территорий муниципальных образований, приказами и т.д. То, что произошло, - это явное нарушение, и непонятно, как такое могло быть сделано в обход общественного мнения. Когда не надо, жителей опрашивают по любому поводу, но когда вопрос касается благоустройства, сохранения облика улицы, экологии, - все сделано втихаря. И не думаю, что посадка молодых деревьев сможет компенсировать урон, нанесённый городу.
Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ
1) Вот уж чему невозможно удивиться, так это новостям, касающимся саратовских дорог. На мой взгляд, эта цифра является очень похожей на правду. Кто бы ни приезжал в саратовский регион — будь то высокопоставленные лица или просто родственники, приехавшие в гости, они все как один начинают свое знакомство с ям и ухабов, которые вольготно живут на наших дорогах, а зачастую занимают их целиком и полностью.
«Мягко говоря, плохие дороги», — сказал предкабмина Медведев, посетив наш славный город и прокатившись самолично за рулём по городу. Ну если такое говорит премьер-министр, то местной власти стоило бы прислушаться. Но прошел год, а дорог и ныне нет.
Можно оправдывать состояние дорог плохим климатом: зимой — холодно, летом — жарко. Климат, конечно, влияет на состояние дорожного полотна, но чиновники и специалисты должны это учитывать. Менять технологии, брать долговечные и качественные материалы. Вот тогда будет качество, а не количество. И совсем плохо будет с «откатами». А в дорогах это самый лакомый участок.
Я думаю, что даже деньги тут роли особой не играют. Сколько бы ни выделяли области денег, какие бы жирные точки на годе дорог ни ставил губернатор, их в Саратовской области как не было, так и нет. А есть только направления — вот в той стороне Озинки, а в той Турки.
2) Вообще ничего неожиданного не произошло. У меня нет иллюзии, что в стране или области существует какая-то сфера, свободная от коррупции. Вчера — глава районной администрации Маркса, сегодня — региональное минобраза, что или кто будет завтра — знают только работники «серого дома» на Дзержинского.
Но, разумеется, меня радует то, что те, кто призваны стоять на страже закона, выявляют факты коррупции вне зависимости от высоты должности и связей. Интересно, насколько высоко они смогут добраться в этом деле?
Что же касается системы образования в области, то мне приходится констатировать: минобраз увлекся политикой и слишком рьяно занимается оптимизацией, не задумываясь о последствиях. Действуют, как в последний день на земле. А школы бездумно выполняют «указивки» сверху.
3) Этот случай — какое-то варварское безумие, проявление вседозволенности и плевок не только в лицо города и его жителей, но и, что важно, это плевок в лицо городской власти. Коммерсанты в угоду красивому виду витрин вырубают полувековые ели и, оказывается, что у города совершенно нет механизма, как с этим бороться. А хотели ли бороться? Подобный случай был и на ул. Чернышевского у моего дома, когда была вырублена аллея каштанов. Но власть встала на защиту владельцев магазина, доказывая, что деревьев ранее здесь не было.
Напомню, что президент Путин объявил 2017-й год — годом экологии. Но в Саратове об этом, видимо, не слышали. И продолжают уничтожать зеленые лёгкие города. Сначала этим занималась городская администрация, которая пилила деревья налево и направо, теперь вот этим занялись коммерсанты.
Мне очень интересно, что на это скажет прокуратура, тем более что подобные прецеденты в нашем регионе были — в феврале этого года осудили на два года жителя области, виновного в вырубке восьми деревьев.
Общественность тоже не остается в стороне и готовится бойкотировать эту торговую сеть. Наверное, наказание рублём будет действенным для людей, чья деятельность состоит в том, чтобы получать прибыль. Необходимо обязывать преступников восстанавливать зеленую зону и штрафовать на весьма существенную сумму. Посмотрим, как будут развиваться события.
Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского регионального штаба Общероссийского народного фронта
1) Причины такой неутешительной статистики известны давно, о них не раз говорили активисты Общероссийского народного фронта. Если по пунктам, то это крайне неэффективное расходование бюджетных средств, непрозрачность закупочных процедур и отсутствие последующего контроля качества исполнения работ. Целевые деньги дорожного фонда нельзя перебрасывать на другие статьи расходов. Контроль со стороны общественников и надзорных органов должен быть на всех этапах – от формирования адресного плана до приемки работ и мониторинга качества на протяжении всего гарантийного срока. Если по такому пути действовать, то есть шанс, что ситуация улучшится.
2) Всё к тому шло. Мониторинг закупок региональных министерств, который проводят активисты проекта ОНФ «ЗА честные закупки», если вы посмотрите последние новости, показывает, что аналогичный сценарий развития событий может произойти не только в Минобразе.
3) Вопиющий случай! Мне, как жителю Заволжья, где деревья в дефиците, такие новости читать особенно горько. Если мы говорим о развитии города, об участии бизнеса в значимых для горожан проектах, то здесь налицо истинное отношение конкретных организаций к городской среде. По закону никаких последствий не будет. Максимум – высадят новые деревья на месте снесенных. Единственное, что радует, что сами жители Саратова уже высказались на эту тему, имиджу компаний, принявших такое недальновидное решение, нанесен ощутимый ущерб.