Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия. Вы можете узнать больше о том, какие файлы cookie мы используем, в нашей Политика конфиденциальности.

Победит ли КГБ саратовскую коррупцию?

14:43 28 сентября 2016 ID (183)

Жизнь после выборов началась с пренеприятнейшего известия - Саратовская область заняла третье место в рейтинге коррумпированных регионов России в ежегодном докладе общественной приемной «Чистые руки»», в котором учитывались жалобы граждан.

Такой же уровень коррупции отмечен в Самарской области, Татарстане, Крыму (первые места у Москвы и Подмосковья). При этом средний размер взятки в России за год вырос на 25%, превысив 800 тысяч рублей. Лидером по числу жалоб остаются суды, на втором месте полиция.

Тем временем в федеральные СМИ просочилась информация о предстоящей реорганизации российских силовых структур, в результате которой именно для более эффективной борьбы с коррупцией должно появиться могущественное ведомство с особыми полномочиями и до боли знакомым названием – МГБ или КГБ….

Ну а в правительство Саратовской области вернулся Александр Стрелюхин, которому доверили курировать финансово-экономический блок. Повод ли это для оптимизма, мы спросим у наших экспертов, к которым на этот раз у нас такие вопросы:

1) Насколько данные организации «Чистые руки» могут соответствовать действительности (например, председатель ОП Александр Ландо усомнился в них), и какие обстоятельства «помогают» нашему региону входить в число «передовиков» коррупции?

2) Как предстоящая реформа силовых ведомств может отразиться на деятельности спецслужб, поможет ли она в борьбе с коррупцией и другими негативными явлениями?

3) Каких, по-вашему, перемен можно ожидать в экономике региона в связи с появлением в региональном правительстве Александра Стрелюхина?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной Думы

1) Мы все живем в Саратовской области, и очень неприятно читать о том, что наша область входит в число самых коррумпированных регионов России. Показатель того, что уровень коррупции вырос, а размер взяток тоже дал рост, свидетельствует о том, что чем больше власть говорит о коррупции, тем она сильнее растет. Напрашивается вывод, что пока ничего реального власть не сделала, чтобы искоренить коррупцию. Искоренить коррупцию можно, нужна только политическая воля. Пока же политическая воля проявляется только на словах. Известно, когда власть на деле заинтересована в решении какой-то проблемы, то она – решается.

2) Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, является продолжением предыдущего. Пока не ясно, кто будет назначен на должности в создаваемом могущественном ведомстве с особыми полномочиями. Если это будут люди с «чистыми руками», тогда эта реорганизация должна обеспечить наведение какого-то порядка. Если же это будут люди все из той же схемы, когда все время назначаются одни и те же, то это может привести к негативным последствиям для народа и государства. Проблема в том, что российские силовые структуры постоянно реформируются, но общество не знает, какая преследуется цель этой постоянной реформации. Хотелось бы, чтобы вместе с реформированием силовых структур общество было бы проинформировано, для каких целей и решения каких задач осуществляется это реформирование.

3) Стрелюхин – профессионал, и я приветствую его назначение. Он занимался бизнесом, уже работал в правительстве области, имеет большой опыт и знания в экономике, хорошо знает нашу область, что позволит Стрелюхину, на мой взгляд, более грамотно и эффективно курировать финансово-экономический блок правительства области.

Антон ИЩЕНКО, депутат Саратовской городской думы, ЛДПР

1) Нисколько не сомневаюсь в том, что Саратовская область входит в число самых коррумпированных регионов Российской Федерации, и этому есть ряд подтверждений. Наверное, самое главное то, что здесь категорически неприемлема никакая оппозиция, и сам институт работы в различных органах представительной власти, где должны быть учтены мнения различных сторон, он просто деградировал. Это касается массовых фальсификаций на выборах, что приводит к фактически уничтожению оппозиционных структур в областной думе, в городской думе, в районных советах, отсюда соответственно идет и отсутствие контроля за деятельностью администрации и правительства Саратовской области. Идет и коррупция в правоохранительной системе, потому что фальсифицированные выборы нужно прикрывать со стороны правоохранительных органов, и это, к сожалению, происходит повсеместно. И последние выборы 18 сентября 2016 года - прямое тому подтверждение. Нужно особое внимание обратить и на судейский корпус. Так получилось, что были проведены аресты в Саратовской области в судейском сообществе, и это, наверное, первая ласточка только. Те необходимые меры, которые должны быть направлены на вычищение коррупционной составляющей правоохранительных органов, проходят крайне неэффективно. И этот спрут все больше и больше разрастается, под него попали и Саратовские городские электрические сети, городской транспорт, автобусы, где город мог бы самостоятельно выполнять эти перевозки, это и тарифы на воду, электроэнергию, на тепло. Я думаю, что мы еще будем свидетелями скандалов по этому направлению. Все это приводит к занижению планки уровня жизни на территории области и напрямую связано с коррупцией. Поэтому, наверное, в Саратове одна из самых низких потребительских корзин и одна из самых минимальных заработных плат.

2) Правоохранительные органы должны быть работоспособными, обеспеченными – и по материально-техническому обеспечению, и по кадровому составу. Надеюсь, что именно это преследует слияние нескольких силовых структур, но есть определенный риск, что новая структура станет практически монополистом на фронте борьбы с коррупцией, и это приведет как раз к обратному эффекту, когда коррупция сможет еще более активно развиваться, только уже под контролем силовых структур. Поэтому есть смысл иметь несколько силовых ведомств, которые могли бы конкурировать перед руководством страны по раскрываемости преступлений в коррупционной сфере и по эффективности работы. Но как это будет реализовано в связи с предложением создать МГБ, пока непонятно. Посмотрим, когда будут подписаны какие-то распоряжения.

3) Александр Стрелюхин - единственный из тех, кто может войти в этот состав правительства и навести хоть какой-то порядок. Это подтверждается и успешным опытом его работы, и его контактами и связями, и стилем работы, который он подтвердил, создавая крупные предприятия. ЛДПР на протяжении нескольких лет неоднократно высказывалась, что Стрелюхин имеет все основания считаться одним из самых квалифицированных специалистов в финансово-экономической сфере региона и вполне достоин быть первым заместителем председателя правительства или председателем правительства, если бы этот пост был отдельно выделен. Поэтому ЛДПР только приветствует назначение Александра Михайловича, надеемся, что с его приходом начнутся позитивные перемены. Но, к сожалению, если объективно смотреть на ситуацию, то даже такому опытному управленцу вряд ли будет под силу сдвинуть весь круг накопившихся проблем, которые завязаны на многих годах депрессивного развития и отсутствия какой бы то ни было управленческой инициативы в правительстве области. Поэтому можем только пожелать успеха и надеяться на чудо.

Александр ГЛУЩЕНКО, генеральный продюсер информагентства «Свободные новости» и телеслужбы «Открытый канал»

1) Я докладу верю. Главной причиной коррупции в стране в целом является несменяемость власти. У общества, ослепленного и оглушенного пропагандой успехов нынешней правящей верхушки в условиях отсутствия выборов, нет возможности сменить руководство и разобраться в последствиях его деятельности. В том числе и в вопросах насаждения тотальной коррупции. Власть же не забывает изредка подбрасывать в информационное поле якобы разоблачительные истории типа Белых и Захарченко. У людей создается впечатление, что борьба с мздоимцами идет полным ходом.

На региональном уровне причины абсолютно те же. И неслучайно в «авангарде» коррупционеров суды, полиция и прокуратура. Попробуйте по душам в приватной обстановке поговорить с правоохранителями. Мне это удавалось. Занятие приличной должности в этих структурах предполагает «занос». Последствием его является «отбивка» - возврат ущерба. И вся эта система движется по замкнутому кругу.

Единственным способом борьбы с коррупцией является полная ликвидация существующей системы, приглашение на руководящие должности европейских и американских специалистов и формирование новых прозрачных для общества структур.

2) Возможно, «национальному лидеру» надоели постоянные разборки между силовиками, которые существенно дискредитируют власть в целом. Поэтому он стремится уменьшить их количество, не уменьшая численности штата, и завести их под единое руководство.

Есть второй вариант. Создание министерства – мощный рост бюрократического аппарата – генералов и старших офицеров. За преданность единственно верному в нашей стране курсу надо платить. Вот и заплатят «своим» погонами, папахами, шикарными кабинетами и «членовозами».

О повышении эффективности вряд ли стоит говорить. В системе спецслужб это понятие крайне относительное. Особенно если рассмотреть объект приложения усилий.

А вообще-то это очень напоминает возрождение советского КГБ.

3) Каким образом господин Стрелюхин может повлиять на положение дел в регионе, сказать сложно. Ничем выдающимся он ранее не отличался. Вывод один – скамейка запасных игроков у власти очень короткая. Кадрового резерва нет.

Дмитрий КОННЫЧЕВ, председатель Саратовского регионального отделения партии «ЯБЛОКО»

1) Не уверен, что с некоррумпированностью нашего региона дела обстоят замечательно. Если размеры взяток у нас поменьше, чем в Москве, так причина очевидна - меньше финансовых потоков, меньше денег, люди беднее. А так – думаю, все усредненно: Саратовская область равно подвержена этому общероссийскому злу по количеству взяток, откатов, распилов бюджета и т.д. Коррупция стала теневой основой социального взаимодействия. Вместо закона, институтов и процедур. И начинается все с чистоты выборов, с коррупции политической - пришедшие к власти с помощью фальсификаций установить справедливые правила игры, исключающие взятки, не могут и не смогут. Можно сколь угодно радоваться рейтингам, говорящих о том, что все хорошо у нас с "чистыми руками" в судах, полиции и т.п.. Но бытовые, повседневные ощущения любого здравого человека, живущего здесь, говорят об обратном.

2) Думаю, что создание объединенной спецслужбы было бы колоссальной ошибкой существующего режима. Помимо политических рисков непосредственно для него самого (мало ли что взбредет в голову такому силовому монстру относительно верховной власти в стране), есть еще историческая память, бурно протестующая во многих людях против именования спецслужбы обеспечения безопасности аналогичной структуре времен Лаврентия Берии середины двадцатого века. А кроме того, сермяжная правда подсказывает любому жителю России: коррупции станет не меньше, а больше, коли ловить друг друга "за хвост" станет некому.

3) Господин Стрелюхин - один из самых известных специалистов региона в области микроэкономики, в сфере обеспечения работы конкретных производств, предприятий, их взаимодействия и развития. Не могу столь же уверено утверждать, что на данном посту сейчас нужен такой человек, а не экономист в макро-сфере. Ручное управление - в ситуации кризиса, возможно, неплохо, но настоящего запуска тысяч точек экономического роста в таком режиме не произойдет. Нужно думать о создании условий для старта многих, а не привычного выстраивания производственных вертикалей в отдельных направлениях. Тем не менее, желаю вновь назначенному успеха! Это точно неплохой кадровый выбор в ситуации в целом "кривой" политической и экономической системы.

Ольга АЛИМОВА, депутат Государственной думы РФ, КПРФ

1) У нашей области печальная судьба. В нормальных рейтингах мы «висим» на хвостах, а плохие возглавляем или находимся в ярко выраженных лидерах. Конечно, это в первую очередь «заслуга» руководителей нашего региона. Их нежелание или неспособность создавать благоприятные условия для развития бизнеса и неспособность или нежелание контролировать правоохранительные органы, которые по закону и здравому смыслу должны бороться с экономическими преступлениями. А из рейтинга, представленного в Вашем издании, выходит, что именно законоохранители в лидерах коррупции.

Чем удивляет рейтинг, так это тем, что в лидерах коррупции — регионы с хорошей, развитой экономикой, ну за исключением разве что Крыма и нашей родной Саратовской области. Единственное объяснение этой аномалии я вижу в том, что в богатых регионах платят мзду за доступ к хорошему куску бизнес-пирога, а в нашем, видимо, за доступ к крохам на бизнес-столе. Ну и жадность наших, саратовских, взяточников поражает.

Из нашумевшего недавно дела «полковника-миллиардера» я поняла, насколько богата наша страна, раз даже такие масштабы коррупции, когда в квартире полковника находят около 8 миллиардов рублей наличными, еще не уничтожили Российскую Федерацию. Для сравнения: доходная часть бюджета Саратовской области на 2016 год— 86 миллиардов рублей. То есть полковник Захарченко хранил «под подушкой» десятую часть доходов нашей области. А сколько еще таких полковников и губернаторов с коллекциями золотых ручек в нашей стране?! Вот реальный способ наполнить наш пустой бюджет деньгами.

И, конечно, нельзя не отметить рост средней взятки за год на 25%. В мире существуют самые разнообразные алгоритмы для расчета инфляции или силы/слабости национальной валюты. И постоянно идут споры между представителями разных экономических школ. 25% инфляции за год — это, на мой взгляд, очень приближенно к реальности и вполне отражает рост цен на прилавках наших магазинов. Так вот почему бы правительству не отслеживать инфляцию по этому рейтингу? Взяточники очень тонко чувствуют рыночную конъюнктуру и себя в обиду не дадут, а значит, показатели инфляции будут довольно точными. Должна же быть хоть какая-то польза от коррупционеров, пусть и такая малая.

2) Единственное, для чего может создаваться такая суперсиловая структура, так только для того, чтобы беречь жизнь и охранять сон правящей в России олигархической верхушки. Для всего остального, в том числе и для борьбы с коррупцией, вполне хватает действующих полномочий существующих правоохранительных органов. Другое дело, они не спешат ими пользоваться. Или не хотят. Что, собственно, не очень большая разница.

И какие бы суперструктуры с мегаполномочиями ни создавались, никакую другую роль, кроме охранительной, они исполнять не будут. Разумеется, охранять будут вовсе не покой россиян, а как бы не наоборот — подавлять возможный протест, который рано или поздно состоится, ведь жизнь наших граждан дорожает каждый день, а уровень доходов не растет и даже не стоит на месте, а постоянно снижается.

Напомню, в 2018 году, если не раньше, пройдут выборы Президента РФ. И вполне может быть, что именно к этим выборам эта структура выйдет на оптимальный режим работы, дабы не повторились истории 11-го с Болотной и Сахарова. Ну, а если ЦИК опять проколется и протест все-таки случится, то он будет подавлен самым жестоким образом именно силами этой структуры.

3) Вот если бы все зависело только и исключительно от Александра Стрелюхина, то у меня не было бы никаких сомнений в том, что экономику нашего региона ждет если не процветание, то хотя бы небольшой рост взамен текущего сползания вниз, на дно финансовой пропасти. Но…

Я не верю в то, что ему дадут необходимые для качественной работы полномочия и не станут вставлять в колеса палки в виде ценных советов и гениальных распоряжений эффективных управленцев из верхушки областной власти. Есть же замечательная русская пословица: один в поле не воин. К моему сожалению, она как нельзя лучше характеризует ситуацию с назначением Александра Стрелюхина.

Но, конечно, я желаю ему успеха в его нелегком труде и обязательно буду следить за его деятельностью на «новой-старой» должности.

И нельзя не отметить тот факт, что возвращение старой гвардии говорит о том, что у регионального руководства вообще нет никакого кадрового резерва. Ни тактического, ни, конечно же, стратегического.

Людмила БОКОВА, сопредседатель Саратовского регионального штаба ОНФ, член Совета Федерации ФС РФ

1-2) Любой рейтинг – это исследование, в основе которого – определенный алгоритм и методология. Чтобы дать оценку объективности выводов экспертов, нужно знать, как именно проходило данное исследование. Я соглашусь с Александром Соломоновичем Ландо: рейтингов и мониторинговых исследований в последнее время много, не всегда они дают объективную информацию.

Что касается общей ситуации по коррупции в нашей стране, эта проблема по-прежнему остается номером один в списке нерешенных. Между тем президент России и лидер ОНФ Владимир Путин четко поставил задачу по борьбе с проявлениями коррупции в органах государственной власти. В этом контексте создание новой структуры – министерства государственной безопасности – выглядит вполне логичным и своевременным.

3) Мы видим, что в Саратовской области происходят изменения: идет перенастройка в исполнительной и законодательной ветвях власти. Регион получил стимул к развитию, став пилотным в различных федеральных проектах, благодаря участию нашего земляка Вячеслава Володина. Сейчас важно не утратить эти позиции.

В нынешних экономических условиях назначение Александра Стрелюхина куратором финансово-экономического блока правительства – шаг в сторону усиления работы по данному направлению.

В Совете Федерации тема бюджетной и налоговой политики также будет ключевой. Задача в том, чтобы повернуть ситуацию от финансирования дотационных регионов к стимулированию их вовлечения в экономику, поступательному развитию и повышению уровня жизни граждан – независимо от места жительства.

Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор информационно-аналитического портала «Богатей-онлайн»

1) В отличие от руководителя Общественной палаты Саратовской области (главного симулякра защиты прав человека и гражданина в нашем регионе), у меня нет оснований не доверять такой авторитетной организации, как Всероссийская Антикоррупционная Общественная Приемная ЧИСТЫЕ РУКИ – проект, созданный в рамках Ассоциации Адвокатов России за Права Человека.

Более того: ссылка г-на Ландо на то, что «надо отдать должное и официальной статистике, подтвержденной исследованиями социологов и основанной на реальных фактах и реальной информации, полученной правоохранительными органами – уровень коррупционных правонарушений в Саратовской области гораздо ниже» - лично у меня вызывает больше сомнений, чем цифры, опубликованные независимой организацией.

Хотя, в любом случае, я склонен считать, что реальное положение дел разительно отличается от любой статистики, поскольку коррупционная система достаточно закрыта и судить о количестве и характере разнообразных по форме случаев коррупции (от банальной взятки до изощренных форм должностных преступлений) мы можем лишь по примерам, ставшим достоянием гласности через СМИ или доведенных до судебных процессов.

Что же касается вопроса: какие обстоятельства «помогают» нашему региону, занявшему, по числу жалоб граждан, третье место в рейтинге коррумпированных регионов России, входить в число «передовиков»? – то здесь, видимо, нужно учитывать специфику Саратовской области. И эта специфика, как ни может показаться странным, связана не с финансовым банкротством области и самого Саратова (в этом смысле мы, как известно, мало отличаемся от большинства российских регионов), а с тем, что по этому показателю, зафиксированному в докладе общественной приемной «Чистые руки», мы стоим в ряду сравнительно успешных в экономическом отношении регионов: Московская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Республика Татарстан, Республика Крым и Самарская область.

Но пока это загадка, ответа на которую у меня лично на данный момент нет.

2) После убийства Бориса Немцова и создания так называемой Росгвардии, которой были переданы «силовые полномочия» МВД, появление министерства государственной безопасности стало весьма предсказуемым.

А именно. Обстоятельства расследования (по крайней мере, на первом этапе) убийства оппозиционного политика показали весьма сложные отношения, сложившиеся как между силовыми элитами, так и внутри (вспомним хотя бы реакцию на заявление Кадырова по поводу расследований преступлений на территории Чеченской республики).

Возможно, эти и другие обстоятельства надоумили президента разрядить ситуацию созданием министерства, собрав туда «силовиков» под «общим флагом». На фоне явно ухудшающейся политико-экономической ситуации в стране, которую вряд ли улучшит «пиррова победа» ЕР на прошедших выборах, только это позволит режиму удержать власть.

В такой ситуации ни о какой борьбе с коррупцией и другими негативными явлениями пока речь идти не может. Самостоятельных шагов в этом направлении «силовики» делать не будут. Тем более что перед ними будет поставлена четкая задача – спасение режима.

Я думаю, все прекрасно понимают, что и оппозиция, учтя ошибки прошедших выборов, от борьбы не откажется. И к этому уже есть некоторые предпосылки.

3) Послужной список Александра Стрелюхина, вроде бы, впечатляет. Он уже занимал при губернаторе Павле Ипатове в областном правительстве сначала пост министра экономического развития и торговли, а потом зампреда и действительно, как пишут СМИ, запомнился в качестве одного из самых компетентных и эффективных руководителей в исполнительной власти региона. После свержения Ипатова Стрелюхин не попал в правительство Радаева и ушел в промышленность, где руководил крупными предприятиями.

Опыт управленца и практика-промышленника – это дорогого стоит и, конечно, пригодится Стрелюхину в новой и очень ответственной должности – первого заместителя председателя правительства. Название этой должности говорит само за себя. Но в случае со Стрелюхиным, о котором говорят только хорошее, настораживают два обстоятельства. Первое: Саратовская область продолжает находиться в предбанкротном состоянии. Это может свести на «нет» любые усилия самого талантливого организатора.

И второе (может быть, самое главное): даже у «первого заместителя» есть выше стоящее лицо. Каким «лицом» является Радаев, мы прекрасно видим и чувствуем на себе: кроме пустых обещаний и прекраснодушных (в стиле гоголевского Манилова) заявлений на деле жители области не видят ничего. Отсюда вывод: долго ли при таком председателе правительства продержится хороший первый заместитель?

Новости Саратова

18 декабря
УФНС: торгующим на маркетплейсах саратовцам сообщили о новом налоговом режиме 00:13
СФР рассказал саратовцам о назначенных выплатах и получении выписки 00:12
Новое масштабное отключение в Саратове – без горячей воды останутся десятки МКД 00:10
В Саратовской области работодателей обязали трудоустраивать участников СВО 00:09
Калинин выступил против необоснованного роста цен на «новогодний набор» 00:03
На фронтах спецоперации погибли военнослужащие из Саратовской области 00:02
17 декабря
После скандала в Саратовской области ликвидируют Центр развития агломерации 17:57
В Саратове разработают проект на ремонт сорванной крыши с оперного театра 17:25
Названы имена геройски погибших в СВО жителей Энгельсского района 16:45
Саратовец заплатил по суду 1,5 млн за ДТП с новым трамваем «Богатырь» 16:34
В Саратовской области начнут штрафовать за граффити и мерцающие вывески 16:20
1,5 млрд рублей направят на жилье для детей-сирот в Саратовской области 15:11
Саратовский депутат Калинин отметил важность работы сельских учителей 14:38
70 тысяч саратовцев с онкологией получают современное лечение 12:33
Саратовская область утвердила финальные поправки в бюджет-2025 11:54
В Саратовской области повысили тарифы на эвакуацию машин и мотоциклов 11:23
Евгений Казанцев получил звание Почетного гражданина Саратовской области 11:08
Такси и курьеры: в Саратовской области иностранцам установили запрет на работу 10:46
Власти Саратова поощрят труд специалистов во время снежного шторма 10:27
Ночью над Саратовской областью уничтожили 8 беспилотников 10:15
Саратовские ДК «Строитель» и кинотеатр «Космос» хотят вернуть государству 07:47
Премии за эффективность: бюджетники Саратовской области получат 216 млн 07:44
В саратовской больнице умерла 4-летняя девочка – СК проводит проверку 02:21
Власти сообщили о реализации соцпроекта Карта жителя Саратовской области 02:00
СФР пригласил саратовцев на перерасчет пенсий с 2026 года после поправок 01:34
Угроза атаки БПЛА: саратовцев просят выключить газ и отойти подальше от окон 00:51
В новой психбольнице Саратова сократили количество коек с 1100 до 825 00:42
Сирены снова воют в Саратове и Энгельсе – объявлена угроза атаки БПЛА 00:35
В Саратовской области снова объявлена угроза атаки БПЛА 00:32
Без НДС: жителям Саратовской области рассказали в УФНС о новом налоговом режиме 00:11