Пионерский салют католическому собору

По иронии судьбы главным местом для обсуждения будущего Саратова во время недавнего урбанистического форума стал кинотеатр «Пионер» - здание с весьма непростой историей.

 Многие из местных жителей провели здесь немалую часть своего детства или юности. Не догадываясь при этом, что за стеклянно-бетонными конструкциями развлекательного центра бьется сердце кафедрального собора римско-католической церкви - шедевра церковного зодчества немецкого Поволжья XIX века.

Первый храм католическая община Саратова открыла еще в 1805 году. Здание было деревянным, его появление фактически положило начало улице Немецкой. В 1856 году храм обложили кирпичом и преобразовали в кафедральный собор. Затем по проекту архитектора Грудистова было построено новое каменное здание в неоготическом стиле (смета составила 54 тысячи рублей), освященное 20 мая 1881 года в честь Святого Климента.

Внутреннюю отделку и роспись выполнили скульптор Бодров и художник Киреев. Передний фасад с двумя стройными башнями-колокольнями украшала статуя св. Петра.

Интерьеры поражали своим величием: искусная дубовая балюстрада, позолоченный алтарь с дарохранительницей под балдахином и двумя коленопреклоненными серафимами, держащими подсвечники.

У самого алтаря помещалось большое серебряное сердце, заключавшее в себе имена всех крупных жертвователей на постройку собора. Потолок был искусно расписан. Великолепной была и живопись боковых алтарей. Скульптурное изображение Богоматери, статуи папы Пия V и мученицы Филомены были заказаны во Франции.

Справа от главного алтаря, на возвышении, находился величественный епископский трон. Изображение св. Климента – покровителя Тираспольской епархии – считалось главной иконой алтаря, над которой находился образ Иисуса Христа, работы Нисченкова.

Необыкновенно звучал орган, изготовленный специально для Саратовского кафедрального собора известным Варшавским мастером Потельским.

Историю кинотеатра «Пионер» теоретически можно вести с 1908 года, когда на Никольской улице (ныне Радищева), напротив хореографического училища, был открыт синематограф «Зеркало жизни» на 400 мест. Автор проекта - архитектор Иван Брезинский.

Отличительной особенностью кинотеатров того времени было наличие в них не только зала для просмотра фильмов, но и небольшой сцены в фойе, где выступали с эстрадными номерами артисты, развлекавшие зрителей перед началом сеанса. Нередко это были оркестры из музыкантов-профессионалов. Исполнялась "живая" музыка, как классическая, так и современные шлягеры. Качество исполнения было достаточно высокое, и зрители подчас ходили не только на фильм, но и на выступления оркестра.

Вот и за зданием кинотеатра «Зеркало жизни» был разбит палисадник, в котором устраивались танцы. В 1916 году демонстрацию фильма «САФО» сопровождал оркестр под управлением солиста Варшавской оперы Венты. В последующие годы оркестром дирижировал Ямпольский, тапером работала пианистка Розенберг. Сверх программы иногда выступали куплетисты.

В 1935 году уже советскому кинотеатру дали новое имя в духе времени - «Пионер». И добавили детский репертуар: "Рваные башмаки", "Всегда готов", "Дети шахтеров", "На Луну с пересадкой", "Красные дьяволята", "Адрес Ленина". Работала киноплощадка на открытом воздухе, взрослые сеансы давали в 10 и 12 часов вечера, цены на билеты - 1р.50 коп. На любое место. Вход на просмотр беспрерывный. Старшим киномехаником служил Кулагин.

В 1937 году здание было признано «аварийным», и кинотеатр был закрыт. Теперь здесь жилой дом. «Пионер» же открыли в другом месте.

По проекту Ленинградских архитекторов Помориной и Крестина, сосланных в Саратов по делу Кирова, было перестроено здание католического собора. 22 февраля 1941 года демонстрацией нового звукового фильма «Сибиряки» «Пионер» продолжил свою историю.

Местные газеты отметили светлые стены зрительного зала с "изящным легким балконом", вентиляцию и "образцовый" буфет. В небольшом, но просторном фойе была устроена эстрада, на которой между сеансами играл оркестр. Напротив эстрады висела большая картина, изображавшая И.В.Сталина среди детей.

Само здание (впоследствии украшенное барельефами Ленина и Сталина) лишилось глав на башнях, однако сохранило черты бывшего собора. Это было исправлено в ходе новой реконструкции - в 1965 году по проекту архитекторов Захаровой и Скоробогатова было пристроено кафе, изменён вестибюль, открылся малый зал, церковные башни заменила сплошная стена с барельефом пионера (по эскизам скульпторов Старцева и Тугушева).

Обновленный кинотеатр открылся демонстрацией в Большом зале фильма «Гиперболоид инженера Гарина» с Евгением Евстигнеевым в главной роли.

Последнюю, третью реконструкцию "Пионер" пережил уже в послесоветские годы.

Но, несмотря на неоднократные перестройки и модернизации, стены здания сохранились практически полностью. Снесены лишь верхние части башен фасада, заложены кирпичом оконные проёмы, сделано несколько пристроек. На верхних частях стен готический орнамент бывшей церкви закрыт отделочным материалом. Сохранились и фрагменты внутреннего убранства собора: иконы, статуэтки, кафедра, хранящиеся в Саратовском краеведческом музее.

В 1990-е годы, после многодневных переговоров между католической общиной и администрацией города здание так и не вернули верующим, выделив другое место для строительства нового собора. Однако дальнейшая судьба многострадального сооружения на проспекте Кирова туманна. В качестве кинотеатра «Пионер» не может конкурировать с современными торгово-развлекательными центрами, где по нескольку кинозалов и большие потоки покупателей, легко превращающихся в кинозрителей. Владельцы придумывают новую концепцию. Какой новый поворот увидят стены некогда величественного храма? Время покажет.

АФАНАСИЙ ТЁМНЫЙ

 

При подготовке материала использованы следующие источники: oldsaratov.ru,

saratovregion.ucoz.ru