14:58 25 октября 2016 ID (242)
Радиостанция «Эхо Москвы» в эфире стоит особняком, начиная со дня ее создания. Удерживать внимание слушателя на протяжении более чем четверти века, не будучи при этом развлекательным СМИ – согласитесь, дорогого стоит. Мы беседуем с главным редактором саратовского филиала «Эха» - Ольгой Радиной – о том, что на самом деле является сутью профессии, о ее собственном пути в эту профессию, а также о том, какие проблемы сейчас актуальны для саратовской медиа-среды.
- Ольга, многие девушки хотят стать журналистками, но вот такой выбор места работы – политическая, по сути, радиостанция – кажется не совсем обычным. Все-таки это более располагающая к стрессам сфера, нежели музыкальное радио или журнал женских советов…
- Если знать мою рабочую биографию, то ничего странного нет. Я в журналистике и в работе со СМИ – 14 лет. Не могу сказать, что всегда грезила политической журналистикой, но мне это было интересно, особенно в старших классах. Как-то в школу к нам пришли из Школы юного журналиста СГУ. Заинтересовали. Я прозанималась там весь 10 класс и после окончания школы поступила на журналистику. После первого года обучения сдала сессию на отлично, получила распределение на летнюю практику. Мне очень повезло – я попала в пресс-службу администрации города. Тогда в мэрии работал Андрей Вячеславович Ежов (сначала руководителем пресс-службы, а затем председателем комитета по общественным отношениям) – очень интересный пиарщик, большой профессионал. Получилась не журналистская, а пиар-практика: взаимодействие со СМИ, написание пресс-релизов. После практики Андрей Вячеславович предложил мне работу – как раз освобождалось место, и так после первого курса я начала работать в администрации. Это был взгляд на журналистику со стороны пиарщика: как работают журналисты, как они собирают информацию, насколько им достаточно моих пресс-релизов (а моя задача была в том, чтобы информации из релизов всегда было достаточно). Полезный опыт, помогает мне и сейчас трезво оценивать свою и чужую работу с точки зрения: это журналистский материал или пиар. Благодарна Андрею Вячеславовичу за такую возможность. Кстати, то, о чем мы писали в те годы, актуально и сейчас – те же самые отношения администрации с губернатором, с правительством, энергетиками, «Водоканал», дырявый бюджет… На протяжении уже как минимум десятка лет меняются только фамилии.
После окончания университета мне захотелось попробовать свои силы уже в журналистике. Это была газета «Наш город Саратов», причем в выборный период – 2006 год, поэтому материала для наблюдений хватало. То есть я благополучно миновала период рубрик «Сад и огород» и «Хозяйке на заметку», с чего часто начинают студенты и выпускники. Окунулась сразу в политику. Был короткий, но насыщенный период работы в Балакове главным редактором сайта «Балаковомедиа» и журнала «Шмель»… В 2012 году, когда я была в поисках работы, было предложение уехать в Москву по направлению пиара, но по семейным обстоятельствам я не смогла уехать, и искала возможности работать в Саратове. А осенью на местном «Эхе Москвы» начались пертурбации состава, и мой одногруппник, бывший саратовский «эховец» Паша Крайнев, который тогда был журналистом «Newsru.Com» и помогал учредителям «Эха» найти кандидатуру на пост главного редактора, вышел на меня.
Здесь хотелось бы прояснить одну важную вещь. Все почему-то считают, что «Эхо Москвы» - это какая-то жутко оппозиционная радиостанция, хотя на самом деле это просто хорошее журналистское радио, которое, в отличие от некоторых других СМИ, представляет разные точки зрения, и оппозиционные в том числе. Это ведь и есть качественная журналистика – представить все значимые точки зрения.
- И при этом акционер «Эха» - «Газпром»…
- Да, как может «Газпром» спонсировать СМИ, отражающее большое количество оппозиционных мнений? Но дело в том, что все ровно наоборот: это «Газпром», как акционер, имеет доход от «Эха» в виде дивидендов, «Эхо» - это прибыльный актив. У нас просто в Саратове не привыкли к тому, что СМИ – это бизнес. И этот бизнес может быть прибыльным.
- Рубрика на саратовском «Эхе» под названием «Литературный понедельник» - это выросло из личного увлечения?
- Мы вместе с очень интересными людьми, которые в тот момент работали на «Эхе» - Маргаритой Логиновой (сейчас она выросла до главного редактора «РСН» в Саратове) и Станиславом Крючковым (он теперь работает на федеральном «Эхе») – придумали поэтическую рубрику «Читаем что нравится». Стас сказал – «А почему только стихи, у меня есть проза». И мы решили, что это классно, а все, что классно, должно быть в эфире. Быстро родилось и название, и оформление. Наш пример оказался заразителен. С нами в эфире читали и студенты консерватории, и бизнесмены, и другие журналисты.
- Тем не менее, «Эхо» - это все-таки политическая радиостанция. Обывателю кажется, что если работа человека в той или иной мере связана с политикой, то это автоматически означает, что на собственную жизнь, свое личное пространство не остается ни времени, ни сил. Вы живете довольно насыщенной и разнообразной жизнью. Значит, это представление ошибочно?
- Если человек не хочет иметь в жизни ничего, кроме своей работы – это не обстоятельства, это его выбор. Если же он хочет, чтобы у него была и работа, и семья, и увлечения – все это можно совместить, знаю множество примеров. Я хочу, чтобы у меня была и интересная работа, и крепкая семья, поэтому соответственно и выстраиваю свою жизнь. И стихи читаю, и на Фейсбуке пишу, и политические интервью делаю. Кстати, один из первых проектов, который я придумала на «Эхе» в Саратове - «Между нами» - о политике. Сейчас он в «отпуске», но думаю, после моего возвращения из декрета, мы его возобновим. А история его такова. Когда я начала работать на «Эхе», пришлось столкнуться с распространенным мнением – мол, ну девушка, чего от нее ждать, что она вообще может... И мне захотелось показать, «что она может». Идея родилась после серии «Особых мнений» с замечательными саратовскими журналистками. Я пригласила Татьяну Никитину и Елену Налимову, и мы сделали этот проект: три девушки в прямом эфире терзают «больших дяденек» - политиков, общественных деятелей, бизнесменов. Мы решили – уж поскольку к нам изначально такое снисходительное отношение, как к девушкам, значит, будем использовать женские приемы и хитрости по полной программе. К сожалению, Татьяна как занятой собкор федерального информагентства пробыла с нами недолго. В итоге сформировалась команда: Радина и Налимова.
В какой-то момент, когда проект набрал обороты, а мы получили массу откликов от слушателей и экспертов, столкнулись с неожиданной проблемой. Мы с девичьей непосредственностью могли задать любые вопросы и добиваться ответов. Это понравилось не всем, мы получили несколько отказов от уже назначенных интервью. Конечно, это потеря для эфира, но, с точки зрения профессиональной репутации, даже приятно.
- Вопрос о состоянии дел в саратовской журналистике. Если почитать Фейсбук, да и просто региональные СМИ, создается впечатление, что у нас существуют две или три позиции, с каждой из которых ведется огонь по остальным. Очень редко можно встретить терпимость к чужому мнению. На «Эхо» приходят журналисты-представители разных точек зрения. Насколько, на Ваш взгляд, они открыты к диалогу со своими оппонентами?
- Действительно, у нас бывают журналисты, которые в жизни даже не здороваются друг с другом. Правда, далеко не все готовы сесть друг напротив друга и вести диалог.
- А почему? Ведь можно человека как угодно не любить по каким-то личным причинам, но ради выработки общего компромиссного решения в каких-то вопросах, да и просто открытого диалога (который является признаком здорового общества) на время сесть за стол и пообщаться, не изменяя своим мнениям и принципам.
- Мы возвращаемся к тому, о чем уже говорили – взаимоотношения учредителей и журналистов. Мне кажется, некоторые коллеги настолько привыкли ассоциировать друг друга да и себя с теми, кому принадлежат их издания, что противоречия между хозяевами их СМИ переросли в противоречия между журналистами. Это печальная история.
Когда я пришла на «Эхо», на форумах началось выяснение – «чья» же я? Было очень интересно читать, какими же путями «на самом деле» мне досталась эта должность, и кому это выгодно. Это очень большая потеря качества журналистики, когда ты воспринимаешь не информацию, которую тебе предложил журналист, а начинаешь искать вторые смыслы, заложенные между строк – где это вышло, кому принадлежит издание и так далее. Мне приходилось сталкиваться с таким явлением – когда ты стараешься представить разные мнения, при этом занимая нейтральную позицию, даешь высказаться и правым, и левым – и получается, что становишься врагом и для тех, и для других: «А-а, значит, ты с ними, а не с нами!». Но подождите, вообще-то это такая работа – представить все значимые точки зрения, а не становиться чьим-то глашатаем!
Мы можем посудачить между собой за чашкой кофе, но когда эти пересуды выливаются на страницы… Я очень уважаю своих коллег и надеюсь, что ситуация – разделения по принципу «Кто твой хозяин?» - рано или поздно закончится.