13:05 11 ноября 2025 ID (53107)
Проект федерального бюджета на 2026-2028 годы специально для нашего издания прокомментировал доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» Олег Комаров.
«Что ни говори, а корректировка санкций Запада, их ужесточение заставляют наши финансовые власти корректировать и свои бюджетные прогнозы на будущий год. Принятый в 1-м чтении бюджет вряд ли целиком устоит в первоначальных параметрах.
Вот и глава минфина Антон Силуанов рассказал уже о поправках, подготовленных ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2026-2028 годы. Показательны цифры: в проект бюджета предлагается внести 590 правок на общую сумму более 7 трлн рублей. Причем, не уточняется – об увеличении сумм идет речь, или о сокращении. Боюсь, что по большей части – это второй вариант.
Однако те же нацпроекты, такие как «Инфраструктура для жизни», не остаются без внимания. Например, планируется выделить 75,5 млрд рублей на приведение в нормативное состояние региональных автомобильных дорог. Многие из них находятся настолько в ужасающем состоянии, что по ним можно ездить только на танках.
В рамках нацпроекта «Молодежь и дети» на создание современных кампусов будет направлено 15,6 млрд рублей.
Социальные проблемы, несмотря на все трудности, остаются в фокусе внимания правительства, которое предлагает обеспечить лекарственными препаратами взрослых пациентов, страдающих высокозатратными нозологиями, на сумму 35 млрд рублей.
Заявлено, к примеру, что порядка 15 млрд рублей пойдут на мероприятия по повышению надежности электросетевого комплекса, что важно, конечно, в условиях участившихся прилетов БПЛА.
Понятно, почему деньги направляются на социально-экономическое развитие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей – нельзя оставлять без помощи людей в сложном материальном положении. Так что свыше 700 млн рублей будет дополнительно направлено на поддержку бизнеса в приграничных регионах. Средства направят организациям и индивидуальным предпринимателям в Белгородской, Брянской и Курской областей.
Коррекции ко 2-му чтению стали необходимы еще и потому, что оказалось: экономика РФ замедлилась сильнее ожиданий: рост 0,4% в третьем квартале 2025 года против прогнозных 1,6%. А в 4-м квартале ЦБ РФ вообще стал говорить о «коридоре роста» ВВП от минус 0,5% до плюс 0,5%.
Похоже, 2025-й год наша экономика закончит, таким образом, на «нулевом росте», что выглядит крайне печально и многозначительно – нужны срочные меры и перемены.
В связи с этим чиновники и депутаты поняли, что нельзя резко давить на бизнес налогами, и теперь предложено поэтапное снижение порога доходов для уплаты НДС по упрощенной системе налогообложения (УСН) и применения ПСН:
- в 2026 году снизить порог с 60 млн до 20 млн рублей,
- в 2027 году – с 20 млн до 15 млн рублей,
- в 2028 году – с 15 млн до 10 млн рублей.
Замечу здесь, что принципиально это смягчение не сильно отодвинет беду от тысяч предприятий среднего и малого бизнеса, но спасибо хоть и на этом.
Окончательные параметры будущего бюджета, думаю, будут утрясаться еще долго. Ведь российская экономика продолжает замедлять рост на фоне жесткой денежно-кредитной политики. Да и от санкций против наших крупнейших нефтяных компаний в будущем году страна недополучит существенные деньги по налогам.
Возможны, конечно, и банковские потрясения, потому что кризис неплатежей у нас на пороге, да и частные лица испытывают множество трудностей с финансами. По экспертным подсчетам, каждый пятый россиянин не может платить по кредитам, а не менее 18,5% заемщиков тратят на платежи более половины бюджета. При том, что общий портфель потребительского необеспеченного кредитования – это 14,5 триллионов, и почти 2 триллиона рублей – потенциальные потери банков. Это значит, что многие банки будут вынуждены либо обращаться за капитализацией, либо умрут.
Для бизнеса же, задыхающегося в тисках жесткой политики министров-монетаристов, ЦБ РФ ужесточил условия кредитования компаний с высокой долговой нагрузкой: с 1 декабря банки должны будут применять 40-процентную надбавку при выдаче им новых кредитов, вместо прежних 20%. А это, конечно, считай, полный аут.
Тем более, и сейчас: более 36% прибыли российских предприятий идет на обслуживание кредитов, а ведь еще год назад это было 26%. Нехорошая тенденция! Эта чрезмерно высокая долговая нагрузка увеличивает риск банкротств и тормозит инвестиционную активность, сводя ее практически к нулю.
Что в этих условиях ждать от будущего бюджета – пока не совсем ясно, но в любом случае «сладких пряников» на всех не хватит.
СМИ пишут, что «к концу 2025 года в долговой яме оказались не только граждане с низкими доходами, но и целые отрасли экономики. Об этом говорит государственный Центр макроэкономического анализа. Есть показатели на октябрь, согласно им, в строительной отрасли доля долгов почти в 6 раз превышает количество заработков. Похожая ситуация – в обработке дерева, в производстве автомобилей. Часто компании, как говорят эксперты института, берут долги для того, чтобы вернуть старые кредиты. Компании не могут не брать кредиты, у многих и текущее производство финансируется в счет долга. Кредиты покрывают то время, когда предприятие занято производством товара, но еще не получило за него деньги от тех, кому эти товары предназначены. Так что без кредитов предприятия жить не могут и не будут».
Здесь, как говорится, не убавить – не прибавить.
Но без надежды трудно жить, поэтому мы будем ждать от финансовых властей страны мудрых и взвешенных решений по бюджету РФ. Нельзя «утопить» наш бизнес безумными налогами – с кого потом вы их будете собирать? Нельзя оставлять людей с падающими доходами – кто же и как в полуголодном состоянии будет обеспечивать нам экономический рост? Здравый смысл должен победить!»
Олег Комаров, доктор экономических наук