10:05 22 октября 2024 ID (44651)
По мнению президента Русского экономического общества, доктора экономических наук Олега КОМАРОВА, будущий бюджет страны по большей части должен финансировать то, что увеличивает благосостояние и здоровье народа – социальные расходы, развитие предпринимательства и экономической инициативы.
- Когда знакомишься с очередным бюджетом государства на будущие годы – в первую очередь видишь, на что и сколько пойдет денег российских налогоплательщиков. Понятно, что распределить правильно и эффективно заработанные народом РФ десятки триллионов рублей всегда оказывается задачей крайне непростой.
Поэтому и должны государственные мужи, в том числе и депутаты, не просто осторожно и ответственно относиться к решению данной проблемы, но и выслушивать мнения экспертов, среди которых не последнюю роль играют и общественники-представители бизнеса.
Чем интересен проект федерального бюджета на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 годов? Он базируется на правительственном прогнозе социально-экономического развития РФ. И если прогноз окажется верным, то до 2027 года экономическая динамика России будет на умеренной траектории в диапазоне 2,5–2,8% ВВП. Видимо, по результатам «колебания» этой траектории, госдолг по итогам 2027 года может увеличиться до 18% ВВП (в 2023 году - 15%). Опять же, если верить чиновникам федерального Минфина, в росте заимствований и долгов на таком уровне нет ничего опасного, и всё это в пределах, разрешенных Бюджетным Кодексом РФ.
Главное здесь и в политическом, и в экономическом смысле – стабильность. Именно это ощущение от главного финансового документа страны нам важно. Особенно - в нынешние сложные и тревожные времена на планете. Сценарий бюджета на предстоящие три года в целом внушает оптимизм. Предполагается, что в 2025 году доходы в номинальном выражении вырастут на 11,6% по сравнению с 2024-м (36,1 трлн рублей) и достигнут 40,3 трлн рублей. Умеренный рост доходов федерального бюджета планируется и на последующие годы.
Если всё пойдет хорошо, то в 2026 году этот рост составит 41,8 триллиона рублей, в 2027-м — 43,2 трлн рублей. Обгонят ли доходы реальную инфляцию? Вопрос, я думаю, дискуссионный и это – как считать инфляцию: как Росстат, или как люди и бизнесмены, живущие «на земле». Что касается расходов федерального бюджета, то здесь нет ничего особенно тревожного. Так, с 39,4 триллиона рублей в 2024 году расходы вырастут до 41,5 трлн рублей в 2025-м. А уже в 2026 году расходы бюджета достигнут 44 триллиона рублей, в 2027-м — 45,9 трлн рублей.
То есть, бюджетный дефицит в 0,5% ВВП ожидается уже в 2025-м году. Дефицит бюджета страны в 0,9% ВВП прогнозируется в 2026-м и дефицит в 1,1% планируется в 2027 году. И такой прогноз тоже выглядит вполне оптимистично, так как бюджетный дефицит окажется меньше предела, заложенного, опять же, в Бюджетном Кодексе РФ.
Правительство традиционно подчеркивает необходимость исполнения социальных обязательств перед гражданами. При этом надо выполнить и все приоритетные экономические задачи, обозначенные Президентом РФ. Один из самых интересных вопросов, конечно, это не расходы – расходовать не сложно. А вот за счет чего именно правительство собирается увеличивать доходы бюджета – этот вопрос куда более трудный.
Обратим внимание, в первую очередь, на темпы роста ВВП страны. Если по итогам нынешнего года ВВП он вырастет на 3,9% процента, то это будет хороший результат, поскольку он окажется даже выше среднемировых значений. Однако, в 2025 году этот рост замедлится до 2,5%, а до конца прогнозируемого трёхлетнего периода не достигнет даже уровня 2024-го года. То есть, рост расходов, по сути, не будет подкреплен реальным ростом ВВП.
Такое положение вещей страна, видимо, сможет (вынуждена!) выносить какое-то непродолжительное время, те же три года – но оно не должно стать нормой. Аналогично и с ростом инвестиций - он на будущий год ожидается в районе 10%, а потом и этот рост замедлится. В целом понятно, за счет чего планируется увеличить бюджетные доходы в предстоящей трехлетке: в основном, за счет повышенных сборов налогов и штрафов. Но здесь сразу возникают вопросы и пожелания. Вопрос такой: а «стричь» больше налогов планируется все с той же истонченной шкуры малого и среднего бизнеса, или сначала бизнес откормят, чтобы стричь с умом и выгодой?
Есть опасения, что вряд ли российское предпринимательство выдержит увеличение налоговой нагрузки, которая растет не только на федеральном, но и на региональном уровне. Здесь достаточно вспомнить и привести пример, как в моей Саратовской области кадастровую стоимость, с которой берутся налоги, увеличили с 1 января 2024-го года кое-где и в 42 раза, и даже в 56 раз. Если рост сбора налогов планируется по такой схеме – то через три года поборы вообще брать будет не с кого, малый бизнес просто вымрет.
Так что, вот пожелание депутатам, которые обсуждают бюджет страны на трехлетие: не идите на поводу обостренных фискальных желаний правительства, они до добра малый и средний бизнес страны не доведут. А без этого, важнейшего, делового сектора экономика РФ вряд ли уцелеет. Да и со штрафами надо осторожнее: планировать их огромный рост и штрафовать людей и бизнес можно, конечно, уже за каждый «чих». Но оздоровит ли это как социальную, так и экономическую обстановку в обществе – большой вопрос.
Отдельного комментария заслуживают и заложенные в бюджетном прогнозе показатели инфляции. Вот в текущем году официально прогнозируется инфляционный рост всего-то на 7,3%. Так ли будет? Вряд ли, потому что инфляция в реальности двузначная, о чем лучшее свидетельство – растущая ключевая ставка ЦБ РФ до 19%. А вот в 2025-м рост инфляции хотят видеть еще меньше - только на 4,5%, а в следующие два года - на 4%.
«Хотелки» чиновников - это одно, а суровая экономическая реальность - совсем другое. Серьезные российские эксперты, исходя из реалий, делают практически единодушный вывод: подорожание важнейших товаров и услуг в РФ исчисляется в среднем 20-30% за год. И самое грустное, что в течение очередной трёхлетки такое подорожание, наверняка, сохранится с небольшими колебаниями.
Ведь в течение всего трёхлетнего периода ожидается существенное снижение темпов роста фонда заработной платы. Как итог, это – обесценивание доходов людей, снижение покупательской способности, и, как следствие – снижение деловой активности, производства. А меньше товаров и покупателей – выше цены.
В связи с этим всех волнует вопрос: а почему инфляция планируется в коридоре 4 -7%, а вот тарифы на электроэнергию с июля 2025 года для населения проиндексируют на 12,6%, а на газ — на 10,3%? У бедных «коммунальных баронов» что – двойная инфляция? Или просто удвоенное желание и дальше бесстыдно обогащаться за счет народа и предпринимателей?
Вообще, всему не сырьевому сектору экономики предстоит напрячься в будущие три года, потому что зарабатывать для бюджета придется именно ему. Ведь согласно бюджетным прогнозам доля нефтегазовых доходов с 31% в текущем году, снизится в 2025-м до 27%, в 2026-м – до 25%, а в 2027-м – до 23%.
Это крайне тревожно, потому что тысячи введенных санкций отменять никто не собирается и экономическое удушение России, ее сырьевого эксперта – первоочередная задача Запада. Сегодня уже объемы нашей торговли сырьём с Европой сопоставимы с уровнем 50-летней давности, и лучше вряд ли будет.
Так что правы те, кто говорит сегодня: производящие, но не сырьевые отрасли страны необходимо с удвоенной силой мобилизовать на поступательное развитие, для чего срочно нужно организовать в экономике переход на высокотехнологические рельсы.
Например, наполнить бюджет доходами, возможно, получится за счет атомной энергетики, строительства АЭС, особенно у наших партнеров, таких, как Индия – об этом Путин и Моди договаривались минувшим летом. Что выйдет в итоге с Индией пока не совсем ясно, а вот в РФ на развитие атомного энергопромышленного комплекса хотят выделить в 2025 году 88,3 млрд рублей, в 2026-м — 103,96 млрд, в 2027-м — 104,95 млрд. Не очень много, но хотя бы инфляцию компенсируют.
И это правильное направление, ведь мы экономического роста и рывка вряд ли добьемся, пока наш бюджет минимум на две трети формируется не за счет реальной экономики, а за счет НДС, налоговых надбавок на экспортируемую продукцию, увеличения тарифов и штрафов. Поэтому есть пожелание и даже настоятельная необходимость - делать всё возможное, чтобы поднять рост расходов на национальную экономику.
Сегодня он крайне низок: на 3% в 2025 году и в дальнейшем планируется снижение на 4% в 2027-м по сравнению с 2026-м годом. Весь этот общий рост расходов по столь важному разделу за предстоящую трёхлетку составит при благоприятном стечении обстоятельств только 12%. И понятно, что такой слабый рост будет нейтрализован и даже перекрыт инфляцией.
Отмечу еще, что и межбюджетные трансферты, от которых зависит поддержка регионов, в 2025 году снижаются с учётом инфляции. А уже в 2026-м падают даже в номинальном выражении. А ведь не один я годами пишу и говорю о вредности и порочности таких межбюджетных отношений для регионов страны, которым из центра стараются дать всё меньше, а забрать в центр - всё больше.
При этом в регионах вроде Саратовской области наблюдается ужасающий технологический износ инфраструктуры и коммунальной сферы. Бюджет будущего не дает ответа на вопросы – а за счет чего страна будет решать эти важнейшие региональные проблемы.
Нужны кардинальные изменения, например, в принципах финансирования ЖКХ. И оптимизм в этом вопросе может вызвать решение правительства почти двукратно (на 87%) увеличить в 2025-м году расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство». Правда, затем нам хотят устроить новое снижение, запланированное на 2026-й год - сразу на 20% с последующим сокращением затрат на коммуналку и в 2027-м году. Неужели мы за один будущий год решим проблему массовых коммунальных аварий в регионах?
Беда, конечно, и с сокращением расходов по разделу «Социальная политика». В 2025 году это сокращение предполагается на 14% и здесь имеется пожелание депутатам: не допускайте такого сокращения, народ вам за это «спасибо» не скажет! В итоге урезания «социалки» в 2027-м расходы будут на 4% ниже, чем в текущем 2024-м. А с учётом официально допускаемой инфляции мы можем уже говорить о серьезном секвестре трат на здравоохранение, культуру и образование. И какой же в таких условиях мы ожидаем прирост населения? Ведь люди видят и чувствуют, какие их детей ждут перспективы.
Ведь то, что в среднем наши граждане живут на 12 лет меньше, чем в западноевропейских странах, это итог постоянного недофинансирования здравоохранения, куда вложения государства должны составлять не менее 5% от ВВП. А они чуть ли не вдвое меньше и продолжают сокращаться. При этом общая численность трудовых ресурсов снизилась у нас за последний год на два миллиона человек - до 76 миллионов. Кто будет работать у станков и в полях, ведь дефицит кадров в экономике достиг пяти миллионов человек?
В общем, сокращение социальных статей расходов, прогнозируемое в реальности, явно не поможет двинуть вперед промышленность и экономику в целом. Поэтому, и здесь есть пожелание к депутатам и правительству: надо изыскать возможность поддержать хотя бы текущий уровень финансирования этих статей бюджета (с поправкой, конечно, на инфляцию в будущем).
А в целом, лично мне ясно одно: будущий бюджет страны, с учетом, конечно, растущих оборонных расходов, по большей части должен финансировать именно то, что конкретно увеличивает благосостояние и здоровье народа. То есть – социальные расходы, развитие предпринимательства и экономической инициативы.
Олег Комаров, доктор экономических наук