Олег Комаров: «Важно сохранить социальные стандарты и достижения»

Доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» Олег Комаров отмечает, что при крайне нестабильной мировой ситуацией важно сохранить единство и сплоченность народа перед лицом опасных вызовов и угроз извне. В этом плане необходимо, в первую очередь, честно и трезво оценивать социально экономическое положение тех групп населения в РФ, которые наиболее серьезно подвержены отрицательным последствиям инфляции, скачков цен.

А после честной и трезвой оценки следует предпринимать все возможные меры, чтобы сохранить в целом тот неплохой жизненный уровень большинства народа, который достигнут в РФ за последние десятилетия. А главное – чтобы наращивать возможности не только для улучшения жизни, но и для ее продления. Посмотрим на тот факт, что средняя ожидаемая продолжительность жизни в Китае перевалила за 79 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в Европе сегодня приближается к 82 годам. А вот наша Россия отстает по продолжительности жизни от Китая на 6 лет и на 9 лет – от Евросоюза.

И экономия на здравоохранении – одна из главных причин такого положения вещей в важнейшей витальной сфере нашего бытия. Не зря данный постулат утверждается в исследованиях социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ). Интересно, что ответственные за недофинансирование и так называемую «оптимизацию» медицины чиновники заявляют: у россиян есть готовность жить до 120 лет. Но есть ли такая возможность в принципе? Ее, конечно, нет.

Мы видим, что расходы на здравоохранение в 2024 году составили 3,7% ВВП. В 2025 году все профильные расходы на здравоохранение составляют около 3,5% ВВП, да и из них пытаются «выкраивать». Снижение предусмотрено и на ближайшую трехлетку. Что это означает для тех россиян, кому посчастливилось перешагнуть рубеж пенсионного возраста, кстати, далеко не для всех уже достижимый? Это означает не вылеченные заболевания, не купленные лекарства, не уход за престарелыми.

Да и можно ли среднему российскому пенсионеру потянуть сегодня снова возросшие тарифы на ЖКУ, выросшие цены на продукты и лекарства? Нет, конечно, ведь по данным Социального фонда России, средняя назначенная пенсия к осени достигла 23,5 тысячи рублей, тогда как в январе она составляла 23,1 тысячи. И неужели эти дополнительные мизерные суммы вроде 400 дополнительных рублей покроют большие инфляционные издержки, дикий рост цен и тарифов?

Вывод тут прост и очевиден: покупсть пожилых россиян падает. Эксперты так и говорят: существующая практика «отстающей индексации», когда выплаты корректируются только в начале года по уровню инфляции предыдущего года, фактически приводит к уменьшению реальной ценности пенсий. В России ситуация сейчас такова, что средняя пенсия по-прежнему составляет менее 25% средней зарплаты в стране. А ведь научно просчитанные международные стандарты рекомендуют сохранять ее на уровне не ниже 40%. Только тогда современный пенсионер в России будет не доживать свой век, перебиваясь «с хлеба на квас», а полноценно проводить заслуженный отдых на склоне лет.

А для этого нам нужны более весомые социальные траты, реальные и целевые меры поддержки наиболее уязвимых слоев населения, пенсионеров, нужны более частые повышения-корректировки пенсий. Заложены ли на это деньги в будущих бюджетных проектах? Вопрос риторический.

Есть и еще одна болезненная и важная проблема, на которую недавно обратил внимание Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий. Он подчеркнул тот факт, что в нынешней России уровень пенсионного обеспечения значительно варьируется в зависимости от региона. В некоторых субъектах РФ действуют дополнительные меры поддержки для пенсионеров (это Москва, например – авт), в то время как в других пожилые люди вынуждены ограничиваться минимальными выплатами.

Чтобы решить проблему такого неравенства, политик предложил ввести федеральный стандарт пенсионного обеспечения. Пока что такого стандарта мы не имеем. А ведь надо гарантировать, что все пенсионеры во всех регионах получают единые для всех пенсионеров льготы и доплаты на федеральном уровне. Только это покажет и докажет, что у нас все равны перед «пенсионным законом», и все пользуются заслуженными благами от государства, на которое работали всю свою трудовую жизнь.

Леонид Слуцкий объявил, что партия приступает к законодательному оформлению идеи такого федерального стандарта, равного для всех и обеспечивающего достойную базу для обеспечения комфортной жизни пожилых людей. И вот всё это мне лично видится особенно важным моментом на фоне грядущего ухудшения экономической ситуации, которое не скрывают уже даже правительственные чиновники.

Мы уже много говорили о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22% начиная с 2026 года, о снижении порога доходов для применения упрощенной системы налогообложения до 10 миллионов рублей.

Это делается вроде бы с благими целями по борьбе с практикой «дробления» бизнеса, когда крупные компании искусственно разделяются для получения налоговых льгот. Но теперь многим бизнесменам, которые самостоятельно могли вести дела на упрощенке, придется нанимать бухгалтеров — а это тоже дополнительная нагрузка. Все издержки могут вырасти настолько сильно, что, возможно, проще будет закрыться или продать проект. А главное – все это выльется в очередное и серьезное подорожание, в очередной виток цен, что ударит в первую очередь именно по небогатым пенсионерам (таких в стране 99%).

Ведь именно они покупают большинство товаров продуктовой корзины на свои скромные доходы: повышение цен напрямую сокращает их возможности при ежедневных покупках и сильно бьет по семейному бюджету.

Да, наше федеральное правительство пытается с этим бороться самым сомнтельным образом – регулированием цен, чтобы они были не рыночными, а установленными государством. Однако, все разумные рыночные экономисты правильно предупреждают: это приведёт к тому, что фермеры начнут подстраивать под такое положение вещей свою производственную программу, будут убирать производство тех продуктов, которые попадают под такое регулирование и производить то, что под регулирование не попало.

Дальше будет сокращение посевных площадей и поголовья скота. Это приведёт к дефициту продуктов питания. Несчастная продовольственная проблема СССР может вернуться в Россию.Конечно, пока сохраняется «пенсионное неравенство», о котором заявляла партия ЛДПР, за тех же столичных пенсионеров нечего беспокоиться: они вытянут новые витки цен. А вот в регионах – там все куда сложнее.

Ведь дела там идут плохо, а именно на местах важно сохранить социальные стандарты и социальные достижения страны. Но пока что, к примеру, главный источник благосостояния регионов — налог на прибыль — сократился в 2024 году на 9%, и это в среднем. Кртина в нефте- и газодобывающих районах страны еще более суровая. В Коми недобрали 49%, Оренбургской области — 40%. Денег взять неоткуда и в Саратовской области, где у людей самые низкие зарплаты в ПФО, да и пенсионеры еле сводят концы с концами. Однако, никаких бюджетных дотаций, похоже, больше не будет, а вскоре будут выдаваться одни лишь кредиты. Но чем их гасить?

Я уже говорил и повторю: полагаю, что в 2026 году не произойдет увеличение региональных бюджетов за счет соответствующего решения правительства РФ. При этом хотел бы привести такие цифры: бюджет Саратова составляет 46,3 млрд в год, а налогов местное население собирает более 150 миллиардов. То есть, Саратов имеет право иметь более крупный бюджет, он должен составлять хотя бы половину от собранных налогов для того, чтобы поднять зарплату врачам и другим работникам бюджетной сферы. Чтобы больше помогать людям пенсионного возраста.

Но произойдет ли это? Не уверен, потому что приоритеты расходования денег в государственной экономике, увы, совсем другие. Это мы помним по временам 80-х годов 20 века. И помним, чем это все закончилось.

Олег Комаров, доктор экономических наук