Председатель саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ спрогнозировал, как рост тарифов ЖКХ и ключевой ставки отразится на инфляции и бизнесе в России.
- По данным ЦБ, пик инфляции будет пройден в июле. Но я думаю, она в дальнейшем будет выше. О каком замедлении можно говорить, если с 1 июля у нас повысились тарифы естественных монополий? Ведь это неизбежно спровоцирует новый виток инфляции. В августе не только физические, но и юридические лица – предприятия, индивидуальные предприниматели - увидят в платежных квитанциях за июль, сколько им по факту насчитают – останутся ли они еще в прибыли хоть на 1 процент или уйдут в минус.
А поскольку это повышение тарифов обязательно повлияет на себестоимость выпускаемой предприятиями продукции, то нетрудно предсказать последующий рост цен на различные товары. В свою очередь это тоже разгонит инфляцию.
На Петербургском экономическом форуме прозвучало, что для развития предприятий необходимы финансовые резервы, модернизация производств, решение проблем, касающихся кадрового дефицита и так далее. Но при росте тарифов и инфляции этого добиваться будет очень непросто.
Далее. В ходе ПМЭФ президент Владимир Путин говорил о важности ипотечного кредитования, которое необходимо расширять, развивать, поскольку оно действует эффективно. А банки говорят нам, что ипотечное кредитование они намерены сократить на 7 процентов.
Таким вот способом, а также с помощью повышения ключевой ставки ЦБ борется с инфляцией. Ставка все время растет, инфляция тоже. Так эффективен ли метод? Может, пора уже подумать об этом, раз проблема не решается, и повернуться лицом к бизнесу, понять, что такой подход не способствует развитию экономики?
Пока же лишь Центробанк и всевозможные финансовые структуры получают прибыль от роста процентной ставки – в 2023 году банки заработали чистой прибыли 3,4 триллиона рублей. Можно порадоваться за них, но не за российскую экономику, перед которой в числе главных стоит очень непростая задача импортозамещения, налаживания выпуска товаров первой необходимости, чтобы не закупать их в других странах за дорого.
Однако сегодня всем очевидно, что ключевая ставка продолжит расти. Видимо, с 16 процентов она поднимется до 18-20. А сколько будет у коммерческих банков? 30-40 процентов? Я как бывший работник финансовых органов могу сказать, что существует методика расчета процентной ставки, которая привязана к инфляции. И получается, что у нас инфляция вовсе не 4 процента, как говорит Центробанк, а все 16 или даже 20.
В России почему-то уже долгие годы будто проводится эксперимент: выживет или не выживет малый и средний бизнес. Как-то всё-таки выживает. И даже смотрит с будущее. Правда, далеко не заглядывает.
Олег Комаров, доктор экономических наук