Олег Комаров: рост ключевой ставки способствует банкротству предприятий

Центральный банк РФ поднял ключевую ставку рефинансирования сразу на 2 процента – с 13 до 15. Как это может отразиться на российской экономике? Свое мнение высказал глава саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ.

«Как известно, чем выше ключевая ставка, тем дороже обходятся коммерческие кредиты. А чем выше процент по кредитам, тем выше затратная часть бюджета. Ведь верстался он с расчетом на процентную ставку 13 процентов. В проигрыше предприятия, которые берут кредиты для оборотных средств, закупки основных материалов, оборудования, техники и так далее. У нас много говорится об импортозамещении, но рост процентной ставки ему не способствует, поскольку предприятиям в такой ситуации тяжело закупать новое оборудование, технику, компенсировать свои затраты, увеличивать оборотные объемы своей продукции.

Чему же тогда способствует увеличение процентной ставки? Одно из последствий – банкротство предприятий. В пример могу привести саратовский завод «Тантал», который является банкротом с долговыми обязательствами перед банками более чем в миллиард рублей. Там кредит, здесь кредит, а процентная ставка растет. Отсюда и плачевный результат: предприятия просто не в состоянии оплачивать все затраты, исходя из себестоимости выпускаемой продукции. Возьмем другие сферы: производителей сельхозтехники, дорожной, строительной техники. У них рентабельность 5 процентов. Как им компенсировать выплату 20-30 процентных коммерческих кредитов за счет себестоимости своей продукции?

Центробанк всегда поясняет, что увеличение ключевой ставки – это средство борьбы с инфляцией. При этом официально инфляция у нас 5-6 процентов, а ключевая ставка почему-то более чем в два раза выше. Значит, и инфляция у нас двузначная уже? Так как же не становиться банкротами предприятиям, у которых всю прибыль съедают кредиты и инфляция? Еще одно объяснение Центробанка – повышение ключевой ставки способствует укреплению рубля. Но я не удивлюсь, если к июню 2024 года курс рубля станет 150 за доллар. Это наверняка произойдет, если для компенсации дефицита бюджета вновь будут повышать процентную ставку. В этом году этот механизм мы видим в действии.

На мой взгляд, существуют другие, более эффективные методы спасения рубля. Один из них – институт финансовых инспекторов, который сейчас запустил Минфин. В первую очередь он касается валютных сделок – необходимо добиваться, чтобы хотя бы 90 процентов валюты возвращалось в страну, а не оседало за границей. Логистические компании, офшорные схемы… в этой сфере необходимо наводить порядок. А учитывая, что офшорные структуры тесно связаны с банками, очевиден вывод: Центробанку нужно лучше контролировать наши кредитные учреждения.

В целом нельзя сказать, что в ситуации, когда растут параллельно инфляция и ключевая ставка ЦБ, невыгодна всем. Например, как мы уже выяснили, она помогает компенсировать дефицит бюджета, она вполне устраивает наши естественные монополии в ЖКХ и, конечно же, банки, которые, по прогнозам, очень неплохо заработают по итогам текущего года. А вот население, увы, проиграет, поскольку инфляция и рост процентной ставки вызывают рост цен на товары и услуги», - отметил Олег Комаров в интервью ютуб-каналу «Грани».

Подготовил Антон Круглов