14:48 22 января 2026 ID (54585)
Президент Русского экономического общества, профессор Олег Комаров высказался о том, что экономике России может помочь активное участие в развитии блока БРИКС.
- Вступив в 2026-й год, многие из нас испытывают тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. Тем более подпитывают эти настроения последние события вокруг Венесуэлы, атаки США на наш танкерный флот – неужели мы еще больше сократим наши нефтегазовые доходы, и без того сильно упавшие и опустошающие казну государства?
Я не буду здесь выяснить – кто виноват в сложном экономическом положении, а сразу скажу - что делать. Тут для скептиков есть интересные ответы, появившиеся как раз накануне новогодних праздников и сразу после.
Ряд серьезных экономических экспертов говорит сегодня: неизбежная гибель нефтедоллара ускорила вторжение в Венесуэлу, что в первую очередь было связано и с выживанием доллара и долга США. Действия Трампа – это, в том числе, операция по защите своей валюты.
Дело в том, что доля доллара США в мировых валютных резервах упала до самого низкого уровня за это столетие. За последние четверть века использование доллара в качестве валютных резервов снизилось с 61% до 41%. Индекс доллара США упал на 9% в 2025 году, показав худший результат с 2017 года.
И на этом фоне громко заявила о себе цифровая валюта Unit. Еще в ноябре 2025 года исследователи запустили пилотный проект по ее тестированию. Валюта основана на золоте, хождение – пока что внутри блока БРИКС+, состоящего из 10 стран-членов.
Я уже не раз обращал внимание читателей на перспективность этого кейса в мировой экономике, который может дать РФ шанс выйти из омута тысяч санкций с гордо поднятой головой.
Главная цель BRICS Unit — выступать в качестве нейтрального инструмента расчетов, снижающего зависимость от доллара США в торговле между странами БРИКС. Валюта предназначена для трансграничных расчетов.
Прототип использует корзину из 40% золота и 60% валют стран БРИКС, которая корректируется ежедневно. Пилотный проект, кстати, укрепляет долгосрочный глобальный спрос на золото.
Итак, страны БРИКС создали Unit для торговли без доллара, поскольку многие из участников сталкиваются с санкциями, высокими затратами на заимствования в долларах и волатильностью, связанной с денежно-кредитной политикой США.
Как пишут эксперты «Unit позволит осуществлять торговые расчеты без использования американских банков; сохранять стоимость, используя золото вместо валютных резервов; снизить подверженность шокам долларовой ликвидности и создать независимую от западных систем денежно-кредитную систему».
Понятно, что в текущем мировом хаосе, страны БРИКС хотят лучше защищать свои собственные экономические интересы. Особенно – Россия. А еще надо отметить тот важный факт, что Россия и Китай сейчас осуществляют почти все свои двусторонние торговые операции с использованием юаня и рубля. Доллару, что называется «сделали ручкой»!
Конечно, Unit пока что является лишь прототипом; он еще не принят центральными банками стран БРИКС. Расширение потребует скоординированных резервов, единых правил и более глубокой совместимости между национальными платежными сетями.
Кстати говоря, в России в 2026 году доллар может взлететь до 100 рублей, о чем недавно предупредили экономисты. Ожидается плавное ослабление рубля, при котором курс доллара будет приближаться к верхним значениям. Да и бюджетная «дыра» в несколько триллионов вряд ли поможет нам обуздать инфляцию, снизить ключевую ставку ЦБ РФ, спасти тонущий бизнес.
Тем важнее для нас скорейшее реальное внедрение серьезной альтернативной валюты, что может серьезно помочь России с ее экономическими проблемами, о которых я писал выше. Так что БРИКС для экономики РФ может стать той самой «палочкой-выручалочкой», на которую у многих из нас только и остается надежда.
Олег Комаров, доктор экономических наук