Олег Комаров прокомментировал принятие бюджета РФ в первом чтении

Доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» Олег Комаров высказал свои соображения о принятии бюджета РФ.

- В России началась горячая пора обсуждения и принятия главного финансового документа – бюджета РФ. Все мы знаем, что бюджетирование – это основа финансов страны, ее экономической политики. И особенно важен процесс составления и принятия бюджета на следующий год во времена, когда экономика склонна к стагнации, а ее рост склонен колебаться около ноля.

Государственная Дума приняла пока что только в 1-м чтении проект бюджета, который, говоря коротко, отражает инерционную ситуационную картину происходящего. И эта ситуация с высокой вероятностью может часто отклоняться в ту или иную сторону.

В частности, многие экономисты, чиновники ЦБ РФ и правительства опасаются сегодня перехода замедления экономики в реальный спад, усиления санкционного давления, которое, кстати, уже началось со стороны США.

Даже без санкций против главных нефтяных компаний РФ снижение нефтегазовых доходов составило не менее 25%, а дефицит бюджета продолжает стремительно расти, и «дыра» достигла уже 5,8 триллионов рублей.

В этих условиях России необходимо принять не просто крепкий, толковый бюджет – нужен гениальный прорывной документ, «финансовая броня» - как выразился министр Антон Силуанов. И, конечно, надо добиться главной цели – сохранения финансовой стабильности, чтобы, оттолкнувшись от нее, в обозримом будущем перейти к экономическому росту.

Нам нужен бюджет успеха и развития, а не документ о терпении и выживании. Иначе наша страна может отстать в цивилизационном соревновании и от Китая, и от соперников в лице США с ЕС.
Видимо, поэтому, как констатируют сегодня аналитики, новый федеральный бюджет оказался подчинен строгому макроэкономическому принципу, а именно – нулевому структурному первичному балансу.

То есть принцип таков: нефтегазовых доходов (плюсом к ненефтегазовым) должно в ближайшие три года хватать для покрытия всех расходов, кроме обслуживания государственного долга (который, кстати говоря, будет расти).

Время покажет, как сработает для экономики данное «заметное обновление бюджетной философии Минфина». Но налицо уже, к примеру, секвестр реальных расходов на целый процентный пункт ВВП с сокращением номинального финансирования по 18 госпрограммам из 44-х.

В целом стоит отметить, что всерьез заявлена бюджетная консолидация, при этом безудержное наращивание расходов по образцу прежних лет планируется прекратить.

Поступать иначе нам не позволят, в частности, сильно похудевшие денежные резервы РФ. Ликвидные остатки Фонда национального благосостояния (ФНБ) по оценке Минфина на 1 января 2026 года будут составлять что-то около 4,5 триллиона рублей, или 2,1% ВВП.

Если быстро израсходовать эту «заначку», то мы окажемся беззащитными перед геополитическими и финансовыми мировыми штормами. Тут важно понимать, что покрытие бюджетного дефицита будет осуществляться за счет повышенных внутренних заимствований и дополнительные 4 трлн рублей планируется, в основном, взять с рынка облигаций (ОФЗ).

Верхний предел государственного внутреннего долга составит на 1 января 2027 г. 37,436 трлн руб., на 1 января 2028 г. - 42,184 трлн руб., на 1 января 2029 г. - 47,412 трлн руб.

Так что, если денег взаймы нам сегодня рвутся дать очень немногие государства – придется выкручиваться собственными силами и резервами. Но вот вопрос, который активно дискутируется в экспертной среде – а надолго ли резервов хватит?

И еще более важный вопрос – а останется ли прежней стратегия обуздания инфляции от ЦБ РФ в виде запредельно высокой ключевой ставки? Есть слабая надежда на продолжение ее понижения, поскольку только что Банк России в четвертый раз подряд принял решение снизить ставку до 16,5% годовых. Конечно, это приличное снижение с 21% в течение полугода, но все равно недостаточное, чтобы оживить кредитование, а значит – и производящую экономику, и наш малый и средний бизнес.

Центробанк, правда, считает, что «экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста», намекая нам на то, что и дальше, при подавлении высокой инфляции, ставка будет понижаться.

Что ж, поживем – увидим, тем более что нам оптимистично рассказывают, мол, в последние месяцы активизировался рост кредитования. А в базовом сценарии нам можно ждать среднюю ключевую ставку в диапазоне 13-15% в 2026 году. Но это тоже слабое утешение при слишком жесткой денежно-кредитной политике, не позволяющей нам выстоять и уж тем более – развиваться и расти.

Да и годовая инфляция вряд ли снизится до 4-5% в 2026 году, как бы этого не хотел Центробанк. И нам, практикующим бизнесменам и экономистам, стоит надеяться, что в итоговом варианте будущий бюджет страны, прошедший пока только 1-е чтение в ГД РФ, будет учитывать не красивые и смелые благие пожелания, и мечты банковских регуляторов, а грустные реалии экономики «на земле».

Итак, скажу немного об основных бюджетных цифрах на будущий год, чтобы понять – а куда же мы будем двигаться?

Что касается социальной политики государства, то, к примеру, на меры по улучшению демографической ситуации в проекте федерального бюджета на 2026-2028 годы планируется выделить более 10 трлн рублей.

Более 2 трлн рублей учтены на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми – субсидирование процентной ставки по ипотеке для всех семей с детьми, а также единовременных выплат (450 тыс. рублей) многодетным семьям (с тремя и более детьми) на частичное погашение ипотеки. Ну и так далее. Это важнейший момент, потому что депопуляцию в стране надо срочно останавливать, не жалеть на это денег и сделать это главным приоритетом России.

Бюджетникам интересно будет узнать, что запланировано ускоренное повышение МРОТ, размер которого в 2026 году составит 27 093 рубля. Задача – довести уровень МРОТ до 35 тысяч в 2030 году. Правда, инфляция, скорее всего «съест» этот рост за пятилетку, но сегодня цифра выглядит неплохо.

В будущем бюджете обещана дальнейшая реализация программ по развитию системы образования и здравоохранения. Расходы на эти цели составят в следующем году 3,6 трлн рублей, что на 120 млрд рублей больше уровня текущего года. Но, опять же, с учетом инфляционного фактора вряд ли стоит ожидать улучшения ситуации в этих чувствительных сферах.

В целом расходы на национальную экономику возрастут в 2026 году по сравнению с текущим годом на 360 млрд рублей и составят 4,8 трлн рублей. На финансирование дорожного хозяйства предусмотрено 4,6 трлн рублей в течение трех лет. И всё это, с учетом инфляции, можно расценить, как снижение финансирования.

Ожидается, что в 2026 году российский ВВП вырастет на 1,3%, а за три года увеличится почти на 7%, составив в номинальном выражении около 276 трлн рублей.

Доходы бюджета в 2026 году составят 40,3 трлн руб., в 2027 году - 42,9 трлн руб., в 2028 году – 45,9 трлн рублей.

Важно и интересно, что планируется рост нефтегазовых доходов. Так, в 2026 году – это должно быть 8,918 трлн руб., в 2027 году – 9,050 трлн руб., в 2028 году – 9,704 трлн рублей. Получится ли это сделать при усилении давления США, Запада и новых санкций – время покажет, но оптимистичный задор законодателей стоит отметить особо.

Не менее важно, что ненефтегазовые доходы в 2026 году составят 31,364 трлн руб., в 2027 году – 33,859 трлн руб., в 2028 году – 36,164 трлн рублей. Это говорит о желании руководства страны продолжать развивать экономику не только «нефтяной иглы», но и производящую товары и услуги для населения.

Но в любом случае, ситуация сильно не улучшится, потому что на ближайшие три года дефицит бюджета РФ будет колебаться на уровне 3-4 триллионов рублей, и это еще мягкий сценарий.
Понятно, что «оборонка», расходы на геополитическое противостояние не могут не расти в сложившихся обстоятельствах, и это будет оттягивать из гражданского сектора экономики значительные объёмы средств.

Однако несмотря на грядущие финансовые сложности, как подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин, граждане в первую очередь будут обеспечены всеми необходимыми выплатами и будет сделано все для того, чтобы люди ни в чем не нуждались.

Это подтвердил и глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, заявивший, что бюджет должен быть устойчивым и сбалансированным, должен быть готов отражать любые вызовы, которые сегодня приходят к нам извне. Ни социальные обязательства перед гражданами, ни обороноспособность страны, ни национальная безопасность не могут ставиться под сомнение, они должны быть обеспечены финансово. И, конечно же, это задача, поставленная президентом, которая касается национальных целей развития нашей экономики.

А министр Антон Силуанов заявил о той самой крепкой «финансовой броне», без которой нам не выжить. Создать эту «броню» он хочет, используя дополнительные налоговые поступления. Откуда их возьмут?

«Выжимать досуха» бизнес, производящие предприятия, налогоплательщиков-граждан, обременяя их резко повышаемыми налогами и штрафами – это явно не лучший способ исполнить бюджет и достичь поставленных целей, в том числе и финансовой стабильности. Так ведь, разоряя бизнес, производство и работников, можно «вместе с водой выплеснуть и ребеночка».

Правда, это уже тема для дальнейшего обсуждения бюджета, который еще будет приниматься в двух чтениях.

Олег Комаров, доктор экономических наук