Председатель саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ прокомментировал скандальную ситуацию с остановкой проекта реконструкции трамвайной линии по маршруту №9.
«Следственный комитет опубликовал статистику коррупционных преступлений на территории Саратовской области. По официальным данным ведомства, в 2023 году из было 631. За год рост по этому показателю составил почти 30 процентов. В свою очередь Контрольно-счетная палата выявила за этот период времени нарушений на сумму 222 миллиона рублей. Большинство из этих нарушений обозначены КСП как «неэффективное использование бюджетных средств».
Думаю, что и прокуратура и КСП еще будут проверять проект реконструкции трамвайных путей по маршруту №9. Мне почему-то кажется, что неэффективное использование средств там будет найдено. Насколько мне известно, прокурорами уже вынесено представление руководству СГЭТ, подрядчику, а также мэру Саратова по тем фактам нарушений, которые уже выявлены. Какие выводы будут сделаны по итогам 2024 года, мы в свое время узнаем.
Все это свидетельствует о том, что отвечающие за данное направление чиновники как минимум не дорабатывают, не принимают своевременно необходимых мер. В связи с этим хочу напомнить о некогда громком проекте развлекательного комплекса «Швамбрания» на землях НИИ Юго-Востока в Саратове. Тогда на проектные изыскания, проведенные иногородней компанией, было потрачено что-то в районе 30 миллионов рублей. В итоге деньги из Саратова ушли, а о проекте не слышно.
Между тем у нас есть «Саратовгражданпроект» и другие проектные организации, которые знают специфику местности, почвы и прочих условий, необходимых для реализации масштабных замыслов. Возникает вопрос, почему бы тогда не проводить конкурсные процедуры только среди местных подрядчиков, которые лучше варягов знают, как избежать тех или иных ошибок?
К тому же у нас в России есть одна особенность: при объявлении какого-либо тендера его участники в первую очередь делают все, чтобы его выиграть, и только потом знакомятся с особенностями самого проекта, изучают документацию. Этим, увы, болеют многие организации, участвующие в тендерах в рамках 144 федерального закона. И все же главная причина сорванных проектов – непрофессионализм чиновников при выборе подрядчиков. Я узнал, что некоторые саратовские компании были готовы, например, взяться за реконструкцию оперного театра, но было отдано предпочтение варягам, запросившим меньшую сумму.
К чему это в итоге привело, мы видим. Что это, как не просчет чиновников? Думаю, для того, чтобы впредь избегать подобных ошибок, нужно привлекать к реализации проектов профессионалов, и лучше из числа местных компаний. Это относится и к «скоростному трамваю». Ведь существовал проект строительства линии вдоль Волги в районе Затона на эстакаде высотой 15 метров. Этот вариант разработали тоже иногородние проектировщики за соответствующую плату. Но когда местные специалисты изучили его, то пришли к выводу, что он обойдется раз в 20 дороже, чем планировалось ранее, к тому же пострадает вид Саратова со стороны Волги.
Кроме того, местные специалисты, наблюдая за реконструкцией трамвайных линии в Саратове, отмечали нарушения технологий. Например, говорилось о том, что в мороз нельзя перед укладкой новых рельсов заливать бетонное основание. Для этого требуется плюсовая температура. Думаю, в дальнейшем, после проведенного анализа, мы услышим и о других примерах нарушения технологического процесса.
В истории Саратова раза 4-5 проводилась замена трамвайных линий. Тогда тоже были задержки и прочие проблемы. Но были и положительные моменты, которые было бы логично сегодня взять на вооружение нынешним чиновникам. Надеюсь, в 2024 году это все-таки произойдет – позитивный опыт будет учтен, а прежние ошибки не будут повторяться», - отметил Олег Комаров в интервью ютуб-каналу «Русский Расклад ТВ».
Антон Круглов