Олег Комаров: получится ли остановить рост цен в 2025 году?

Доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» ОЛЕГ КОМАРОВ назвал главные причины инфляции в России и обозначил необходимые шаги для борьбы с ней.

- Экономические проблемы России и её граждан сегодня упираются в одно и, пожалуй, главное обстоятельство: неостановимый рост цен, инфляцию. В чем главные причины роста цен? Я не открою Америки, если скажу, что это:

- фактически запретительная для кредитования ставка ЦБ РФ (21%) с перспективной дальнейшего роста.
- неэффективность управления бюджетной экономикой и излишние ограничения для малого и среднего бизнеса;
- санкции и провалы импортозамещения;
- безумный рост тарифов монополий.

А еще ни для кого не секрет, что выпадающие триллионные доходы, связанные с практической остановкой продажи сырья за рубеж, экономические чиновники и бюрократы пытаются возместить за счет карманов простого народа. Чиновники стараются выгрести у россиян деньги, заработанные ими, любыми путями: от плановых безумно растущих штрафов, до неоправданного роста тарифов и расценок на все услуги.

И в чем-то эту политику можно, конечно понять. Посмотрим известные на сегодня главные цифры. Доходы федерального бюджета в 2024 году составили 36,7 трлн рублей, а расходы – 40,2 трлн рублей. Таким образом, только видимый дефицит бюджета составил 3,5 трлн рублей, что больше прогнозного значения в 2,12 трлн рублей. В ФНБ деньги тают: ликвидных активов фонда на 1 января 2025 года осталось чуть более 3,81 трлн рублей, они сократились в 2024 году на треть.

Эксперты пишут, что «…выполнить план по дефициту бюджета в 2025-2027 годах будет сложнее, потому что показатели намного жестче, а ресурсов меньше. Основными источниками финансирования госбюджета правительство определило внутренние государственные заимствования — то есть размещение ОФЗ, которые преимущественно выкупают банки на государственные деньги. Это фактическая дополнительная эмиссия денег в пользу бюджета, а не поступления от экономической деятельности. При этом из-за высокой инфляции, высоких процентных ставок в экономике и высокого уровня неопределенности Минфину приходится размещать ОФЗ с очень высокой доходностью, то есть обслуживать госдолг, покрывающий в моменте часть дефицита бюджета, государству становится все дороже».

Что это значит? Эмиссия денег, тем более крупная, как сегодня, всегда приравнивалась к раскручиванию спирали инфляции. А это, в свою очередь тождественно росту цен везде и на всё. Но и ограничения в выдаче денег экономике, рост ключевой ставки с целью «сжать» денежную массу в потребительском секторе – это явно не лучшая панацея от бед.

Эксперты пишут, что именно «политика ЦБ создала в экономике долгосрочный негативный и даже разрушительный потенциал. Быстрое повышение ставки ЦБ в 2024 году создало мощный импульс инфляции издержек, который примерно вдвое превысил проинфляционный эффект ускоренного роста оплаты труда».

При этом сам Центробанк спокойно и официально констатирует «В декабре-2024 рост цен с учетом сезонности ускорился. Повысилось большинство показателей устойчивого роста цен, включая базовую инфляцию. Это говорит о том, что повышение спроса по-прежнему опережает возможности экономики наращивать производство товаров и услуг».

В России налицо экономика стагнации и охлаждения – эта печальная констатация стала общим местом в рассуждениях большинства экономистов. «Меньше товаров - выше цены», - по-простому пытаются объяснить ситуацию народу высоколобые гуру и рекомендуют повышать производительность труда и «тормознуть» рост зарплат, а то, мол, стали много кушать сливочного масла – вот оно и рвануло в цене. Но это всё объяснения так себе…

Все разумные люди понимают главные экономические беды и закономерности, ведущие к росту цен, практически удвоивших за пару лет стоимость молочных и мясных продуктов, хлеба и картофеля, прочих овощей и фруктов. Среди прочих причин, это еще и сокращение предложения товаров и услуг, что мы наблюдаем из-за бедственного положения бизнеса и в связи с огромным дефицитом рабочих рук, возникшим по понятным причинам – от геополитических событий до отъезда из РФ масс гастарбайтеров.

А за счет усложнения, удлинения логистических цепочек поставки импортных товаров, эти товары и продукты сильно прибавляют в цене. Играет роль и тот факт, что на фоне деградации производящей экономики финансовая прибыль банков растет – она составила только за год, в общем, около 4 триллионов рублей, и это тоже во многом деньги, собранные за счет роста цен для населения и бизнеса. У нас всегда понятно: у кого-то убыло, а у кого-то, значит – прибыло. И нет сомнений – у кого…

А ведь обслуживать резко вздорожавшие кредиты (которые ростом % ставки и обеспечивали банковские суперприбыли!) уже мало кто в состоянии, поэтому лично мне кажется, что в текущем году нас ждет просто вал банкротств, в том числе корпоративных и, особенно, в малом и среднем бизнесе.

Исходя из всего перечисленного мне несложно сделать вывод, что инфляция в 2025-м году будет примерно на 5% выше уровня ушедшего 2024 года, то есть, не менее 20-22%, а то и выше. То есть, рост цен неизбежен, как восход солнца утром. Он даже планируется у нас, как рост тарифов монополий с 1 июля – где на 10%, а где и на все 25%. Тот же «Газпром», лишившийся экспортных поступлений обратил внимание на внутреннего потребителя и там уже сказали, что россияне слишком мало платят за газ.

Так что вот отсюда в 2025-м году стоит ждать удара по кошелькам, и весьма существенного, как и из многих других сторон. Ведь желающих поживиться за счет народа у нас почему-то не убавляется, как мы с коррупцией и воровством не борись. Но может ли в таких условиях развиваться экономика и бизнес, расти благосостояние массы российского населения? Нет, конечно,

Однако, у российского государства еще есть запас прочности, есть деньги. Как их расходовать по уму? Вот что говорит академик РАН, действующий член коллегии по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии и экс-советник президента РФ Сергей Глазьев:

«Важно сформировать в стране основы нового технологического уклада, развивая инженерные и информационные технологии с темпом около 35% в год. Для этого следует выделить столько финансирования, сколько способен «переварить» российский научно-технический потенциал. «Кроме того, у нас есть возможности наверстывания в тех отраслях, где мы приближаемся к мировому уровню. Это такие отрасли, как авиационная, атомная, космическая промышленности. При том фронте технического прогресса нужно сегодня идти с темпами роста не менее 20% в год. Для поддержки этого процесса, опять же, необходим объем инвестиций».

Пока Россия обладает неограниченными природными ресурсами, передовыми научно-техническими разработками и производственными мощностями, которые пока задействованы в машиностроении едва ли на половину – страна способна обеспечить потенциал выпуска продукции на уровне не менее 25% ВВП. А там, где своя промышленность, своё современное производство – там и насыщение рынка товарами и продуктами. А это, соответственно, приводит к снижению цен.

Но пока что страдают миллионы простых малообеспеченных семей, поскольку общеизвестно: инфляция в России сфокусирована на товарах, потребляемых малообеспеченными слоями населения, что ведет к ее крайне антисоциальному характеру. И вот этот самый опасный и антисоциальный характер роста цен не улавливается при помощи стандартных статистических показателей, что утверждают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

А улавливать бы надо! Просто необходимо во избежание социальных конфликтов в обществе. Если в сентябре 2024 года цены в годовом выражении увеличились на 8,6% (на начало ноября годовая инфляция в РФ составляла 8,5%), то цены по потребительской корзине бедного населения увеличились на 13%. То есть, обеднение и без того бедных россиян ведет к люмпенизации населения – а кому от этого выгода, кроме деструктивных сил общества?

Поэтому, я считаю, не стоит забывать, что вопрос роста цен – это вопрос даже социально-политического характера. Он должен быть разрешен в этом году, и явно не в плане ухудшения ситуации. И экономические чиновники правительства должны четко осознавать и понимать свою ответственность не только перед вышестоящим начальством, но и перед будущим страны, перед ее Историей.

Олег Комаров, доктор экономических наук