Доктор экономических наук, профессор, президент «Русского экономического общества» Олег Комаров высказал свои соображения о наступившем кризисе в сельскохозяйственной отрасли России.
- С советских времен старшие поколения россиян привыкли к устойчивому выражению «вести с полей». Как правило, эти вести по ТВ и в газетах были радостными и оптимистичными – росли надои, колосились хлеба, гордо шли по жнивью шеренги комбайнов.
Да и в современной России эти полевые новости в последние годы и даже десятилетия нас, в основном, радовали – мы обеспечили стране практически полную (за редким исключением) продовольственную безопасность, накормили, наконец, досыта почти весь народ – чего не было за всю историю страны.
Но вот пришли трудные времена экономического спада, которые вновь заставляют нас задуматься – а не растеряем ли мы хорошие заделы в сельхоз производстве? Не будем ли в итоге снова покупать пшеницу и мясо у зарубежных партнеров?
Скепсис подпитывает информация, в первую очередь, от производителей сельхозтехники. О том, что заводы резко сокращают ее выпуск. Тот же знаменитый «Ростсельмаш» работает сейчас всего три дня в неделю. Это говорит не о не востребованности продукции, а о том, что сельчанам не на что покупать комбайны и трактора – кредитование в РФ почти убили завышенной ключевой ставкой рефинансирования ЦБ.
В итоге мы читаем: производство сельскохозяйственной техники на «Ростсельмаше» в 2025 году сократится на 30% по сравнению с показателями 2024 года, Это слова совладельца компании и главы Экономического Совета ЛДПР Константина Бабкина. Его мнение – мнение крупного специалиста: высокая ключевая ставка и низкие доходы аграриев не позволяют наращивать объемы производства. При этом действующие программы господдержки позволяют лишь частично компенсировать выпадающий спрос на технику.
В эту же грустную «копилку новостей» поступает и информация от производителя тракторов в Санкт-Петербурге – Кировского завода. Увы, и это предприятие сократит выпуск сельхозтехники по итогам года на 20–25% к уровню 2024 года, когда завод произвел 2800 единиц техники. Отгрузка отечественной сельхозтехники на внутренний рынок России в январе – июле в годовом выражении сократилась на 30%. Не лучше обстоят дела и во втором полугодии, если не хуже…
А ведь все мы знаем, что сельское хозяйство в России традиционно воспринимается как одна из опор экономики. И пока не доказано обратного, перспективы у нас еще есть, они выглядят позитивно: прогнозируется рост производства на 4,4% в 2025 году.
Но это далеко не факт, потому что многие аграрные регионы сегодня несут серьезные убытки из-за засухи. Наши аграрии вынуждены бороться не только с хроническим безденежьем, но и с технологическим отставанием, долговой нагрузкой и кадровым голодом. Эксперты отрасли с тревогой отмечают сложившуюся парадоксальную картину - формально отрасль растёт, но внутри неё назревает кризис, который без системных решений будет только усугубляться.
Не случайно в этой связи лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий предложил реализовать новые и эффективные меры поддержки сельского хозяйства России. Он так и заявил: «Если ничего не менять, мы рискуем потерять не только продовольственную независимость, но и превратиться в больную нацию, отравленную некачественными продуктами. Ситуацию нужно исправлять».
В самом деле – согласно данным Росстата, за последние годы фермерские хозяйства сократились на треть — с 174 тысяч до 118 тысяч. Есть и другая проблема — слабая энерговооружённость аграрного сектора. В России она всего 1,6 лошадиных силы на гектар, тогда как в Белоруссии — 7, в ЕС — 9, в США — 16. Из-за нехватки техники теряются миллионы тонн урожая. А «Ростсельмаш» и Кировский завод - в простое. Ну не абсурд ли?
И ведь всем понятно, что Россия в связи с международной ситуацией и внутренними экономическими проблемами не может себе позволить сегодня «быть щедрой душой» и швырять свои богатства направо и налево. Тем более – продовольственные богатства.
Экономический совет ЛДПР, осознавая назревшую необходимость в экспертной поддержке от практиков сельхозпроизводства, с их помощью подготовил пакет предложений. В частности, заявлено следующее:
- надо гарантировать сельхозпроизводителям использование минимальной закупочной цены, чтобы крупные оптовики лишились возможности скупать за бесценок их продукцию. Партия ЛДПР уже внесла в Госдуму соответствующий законопроект.
- необходимо срочно возродить отечественное сельхозмашиностроение, которое сейчас в упадке. ЛДПР предлагает курс на Новую индустриализацию страны, в рамках которого разработан комплекс мер для поддержки сельхозмашиностроения и перерабатывающей промышленности.
- партия предлагает осуществлять ежегодные выплаты молодым специалистам и молодым родителям. Это повысит престиж профессий в переработке, обеспечит рост кадрового потенциала. Иначе, и в текущем, и в следующих годах мы в сельхозпроизводстве будем и дальше нести потери. Ведь уже в 2024 году урожайность зерновых и зернобобовых культур в России снизилась на 10,2%, масличных культур — на 7,9%.
Помимо плохой погоды здесь сыграл свою роль и процесс перехода российских хозяйств с зарубежного на низкокачественный отечественный посевной семенной материал. Играет роль и деградация земель, и выбывание больших площадей из сельскохозяйственного оборота. А чтобы привлечь кадры на село, нужна высокоразвитая социальная сфера в селе – и этим надо срочно заниматься. Надо поднимать уровень развития рыночной инфраструктуры, повышать финансовую устойчивость отрасли.
Ведь перед нами – очень тревожные явления. В России снова, как в «талонные» времена СССР, стали больше закупать продовольствия, чем экспортировать. Это происходит впервые за шесть лет, и надо сделать так, чтобы прекратить такое положение вещей, когда за первое полугодие 2025-го в страну ввезли продуктов на $20,6 млрд (+14,6%), при этом экспорт, напротив, снизился до $17,8 млрд.
А ведь, несмотря на санкции и иное внерыночное давление Россия до последнего времени была крупным экспортером продуктов питания, включая зерно, мясо, рыбу, масложировую продукцию и другие товары. Основными покупателями российской продовольственной продукции являлись страны СНГ, Турция, Китай…
Но если мы срочно не начнем уделять сельхозпроизводству приоритетное внимание – мы снова начнем жить в условиях продовольственной зависимости и от соседей, и даже от геополитических недругов. Надо ли нам это? Конечно – нет. Пора браться за ум, российское сельское хозяйство мы просто обязаны держать на плаву, а еще лучше – развивать.
Олег Комаров, доктор экономических наук