Олег Комаров: о нюансах бюджета на 2024 год

Председатель саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег Комаров прокомментировал предстоящее принятие бюджетов на 2024 год.

«Начну вот с какого основополагающего правила: существует Бюджетный кодекс РФ, в котором сказано, что при принятии бюджета субъекта в его обсуждении должны принимать участие не только чиновники, как это, к сожалению, принято у нас, но и местные жители, общественники. То есть это действительно должны быть общественные слушания, а не междусобойчик.

У нас, как известно, существует три вида бюджета: федеральный, региональный и местный. От населения в органах власти представлены различного уровня депутаты. Жители сообщают о своих проблемах депутатам, те – председателям различных комиссий, которые в свою очередь формируют заявки в бюджет на решение этих проблем - ремонт школ, строительство детсадов, канализации и так далее.

Существуют также многочисленные бюджетные программы. На федеральном уровне у нас их сейчас 52, на региональном в Саратовской области порядка 35, на местном в Саратове – 16 программ. Задача – в эти программы через депутатские комиссии все указанные населением проблемы внести, чтобы бюджет принимался с их учетом. При этом бюджеты всех уровней принимаются на три года, что дает возможность составить план работы на длительный срок. И то, что сейчас принятие главного финансового документа Российской Федерации подходит к концу – определенная победа, это хорошая новость.

Отмечу, что на федеральном уровне доходная часть бюджета запланирована в размере 35 трлн рублей на 2024 год, 33,5 трлн на 2025 и 34,1 трлн на 2026 год. Именно такие цифры приняты Госдумой уже во втором чтении. Но жизнь идет, меняются приоритеты и в течение года параметры бюджета могут меняться, вносятся соответствующие коррективы.

В свою очередь региональные и местные бюджеты формируются не только за счет собственных доходов, но и за счет субсидий, субвенций, которые поступают из Москвы для реализации федеральных программ на местах. В результате в том же Саратове на общественных слушаниях комиссия должна выслушать разработчиков бюджета, согласиться или не согласиться с его доходной и расходной частями, согласовать полученные цифры с местными программами.

Доходная часть бюджета Саратова на 2024 год запланирована в размере 24,3 млрд рублей за счет собственных доходов, остальное поступит в виде субсидий и субвенций. Будем надеяться, что окончательная сумма составит в районе 35 млрд рублей. Но достаточно ли этих денег будет, чтобы 16 муниципальных программ профинансировать на все 100 процентов. Ответ: нет. Чиновники сами признают, что программы, мол, хорошие, но денег нет.

Сколько же нужно средств на эти 16 программ? По моим подсчетам порядка 50 млрд. То есть по факту получается, что реальный дефицит бюджета составляет не 400 млн, как официально планируется, а гораздо больше. Для того, чтобы закрыть дефицит, регионы увеличивают долговые обязательства или берут коммерческие кредиты. Но ведь долги никогда не деваются, они лишь растут с каждым годом. В конечном итоге получается, что это долги населения. В этом смысле ситуация у нас ненормальная. И мы вновь возвращаемся к вопросу о межбюджетных отношениях.

Отмечу, что в Саратове, по моим данным, с населения собирается порядка 132 млрд рублей налогов. При этом не растут затраты на здравоохранение, образование, а ведь для того, чтобы изменить ситуацию в этих и других отраслях, требуются, в первую очередь, деньги. Суммы известны, программы существуют, нет только средств. Например, 15 млрд рублей, которые в Саратове планируется выделить на социальную сферу – цифра явно недостаточная, позволяющая закрыть только минимальные потребности. Да, существуют бюджетные кредиты, которые намного выгоднее коммерческих – не под 17-18 процентов, а под 2-3 процента. Но для их получения чиновники должны быть расторопными – вовремя подавать в Минфин РФ необходимые заявки, документацию.

Возвращаясь к федеральному бюджету, доходная часть которого, напомню, запланирована на следующий год в размере 35 трлн рублей, отмечу, что в целом он сбалансирован, но недочеты имеются. Так по ряду направлений, таких как образование, здравоохранение, расходы не увеличены, а по некоторым статьям даже снижены. В тоже время бюджет 2023 года очень помог системе нашего ВПК – заводы заработали в 2-3 смены, решились кадровые вопросы, повысились зарплаты. Порядок здесь навели. Однако в целом расходы на развитие экономики, по моему представлению, снизились», - отметил Олег Комаров в интервью ютуб-каналу «Русский расклад ТВ».

Антон Круглов