Олег Комаров о МЭФ: «У экспертов и бизнесменов сегодня много важных вопросов»

В столице России открылся очередной МЭФ – Московский экономический форум. Он проходит под эгидой «ПАРТИИ ДЕЛА» и привлек сотни экспертов и предпринимателей со всей страны для обсуждения наболевших экономических вопросов. О своих ожиданиях от мероприятия рассказал глава саратовского отделения партии, доктор экономических наук Олег КОМАРОВ.

- Что мне, как участнику МЭФ, хотелось бы услышать и обсудить на этом важном и представительном собрании? Считаю важным в плане международных вызовов обсудить новую роль России, в частности, как председателя объединения БРИКС в текущем году. Не я один, конечно, уже обращал внимание на тот факт, что нашей стране просто необходимо использовать открывшиеся возможности более тесного экономического и политического сотрудничества не только с действующими участниками БРИКС, но и с теми, кто стремится стать членом этой влиятельной организации.

Напомню, что почти три десятка государств выразили желание вступить в БРИКС, а реальными новым членами организации с 1 января 2024-го года стали Иран, Египет, Эфиопия и Объединенные Арабские Эмираты. В ближайшее время наиболее вероятно членство в объединении Индонезии, Венесуэлы и Алжира.

парк2

Объединенная экономическая мощь нашего собрания стран, альтернативного и «Большой семерке», и НАТО, и ЕС позволяет нам решить вопрос и об альтернативной валюте. БРИКС дает возможность начать переход от доллара (ныне занимающего до 60% валютного мирового рынка) к единой новой мировой валюте. Это поможет нам всем избавиться от американского диктата и развивать экономику свободно.

Второй важный вопрос: если санкции пришли навсегда – как избавиться от их последствий тоже навсегда? Да, мы делаем несомненные успехи в импортозамещении, особенно это касается сельского хозяйства и ряда других отраслей. Но не пора бы прекратить споры на тему «надо-не надо делать самим ширпотреб, а может, лучше ввозить его из Китая»? Нам надо, я считаю, уйти от соблазна снова залечь на печь, торговать сырьем и надеяться, что теперь не добрый западный, а добрый китайский или индийский дядя завезет нам всё необходимое для быта и экономики.

парк2

В Китае тоже свой кризис, свои проблемы. Долго ли он будет нас снабжать, да и сможет ли? Вот банковскую сферу там тоже щемят санкциями, россиянам перекрывают денежные потоки. Так не пора ли нам самим учиться производить все – от гвоздей до микросхем? Любая зависимость в современном мире чревата экономическим и иным рабством – мы это уже прошли и проходили не раз. Пора сделать выводы из уроков истории.

На МЭФ, я думаю, обязательно надо обсудить вопрос: а как практически реализовать в нынешних экономических условиях одну из базовых и программных партийных установок – о новой и ускоренной индустриализации России? И речь надо вести не только о крупных предприятиях ВПК, в работе которых мы остро нуждаемся из-за СВО, но и о сотнях тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Ведь только они и смогут насытить наш отечественный рынок товарами широкого бытового потребления, электроникой и стройматериалами, техникой и продуктами питания.

парк2

А проблема в этом плане стоит очень остро, о чем я не устану повторять. Вот согласно последним данным ЦБ РФ, на начало февраля 2024 года задолженность МСП по кредитам составляла почти 12,5 триллионов рублей. Из примерно 601 тысячи компаний почти у 12% из них были просрочки по кредитам. И это, кстати говоря, максимальная доля с февраля 2019 года. Объем просроченной задолженности на 1 февраля составил 643,8 млрд рублей. Доля плохих долгов МСБ в общем объеме выданных кредитов составляла 5,2%.

Ну как при таком бедственном положении малого предпринимательства, при такой кредитно-налоговой политике в стране мы добьемся той же «суверенизации экономики» России, о чем еще год-полтора назад говорил наш Президент? Тогда же, кстати говоря, глава Минэкономразвития Максим Решетников констатировал: «Любое повышение налоговой нагрузки на бизнес подорвет инвестиционную активность». И как же после этого у чиновников поднимается рука резко увеличивать в регионах вроде Саратовской области налоги на имущество, кадастровую стоимость – после чего бизнесу приходится платить и в 20, и даже в 50 раз больше денег? Это ли не вредительство?

парк2

Но изменения в налоговой политике надо проводить очень грамотно и аккуратно. Вот после ожидаемой дифференциации НДФЛ – не перегрузим ли мы фонды оплаты труда? Не надо ли параллельно пересмотреть соцстрах, те же пенсионные и прочие налоговые поборы с бизнеса? Людям и предпринимателям может стать совсем уж невыгодно работать – и не убьем ли мы тем самым экономический потенциал страны? Ведь огромная ставка рефинансирования ЦБ РФ создала огромные сложности и всей экономике, и предпринимательству, в частности. Не говоря уж о растущих налогах на имущество. Всё это должно быть сбалансировано, и действовать надо под лозунгом: «Не навреди»!

Вот что надо обязательно и предметно обсудить на МЭФ, и выработать рекомендации федеральному Правительству. Нам надо учесть, проанализировав, и горький урок с нашими золотовалютными резервами, более 300 миллиардов $ из которых «помахали нам ручкой» - их не отдадут ни за что, под любыми предлогами. Так, может, теперь Центробанку и ответственным экономическим чиновникам перестать складывать доходы от продажи сырья на счетах, пусть даже и в дружественных странах? Может пора разработать и внедрить механизмы эффективных частно-государственных инвестиций в подъем промышленности, малого и среднего бизнеса в стране?

парк2

Иначе мы так и будем проигрывать ежегодный бой с инфляцией, которая в реальности составляет двузначные цифры. И если не финансировать экономику, вместо складирования денег на счетах ЦБ РФ, то она так и скиснет, тихо загибаясь, вместе с остатками промышленности.

И повторю еще раз вслед за всеми разумными экспертами и экономистами: нашу банковскую систему надо переориентировать на доступность кредитования экономики. Ведь крайне высокая стоимость кредитов — основной тормоз промышленного развития. Конечно, хорошо, что в России удалось, несмотря на козни и санкции, обеспечить макроэкономическую стабильность. Но ведь это не вечная константа. Её, эту стабильность, надо сохранять, да еще и с прицелом на развитие. Как это сделать? Надеюсь, Московский экономический форум даст если и не исчерпывающие, то вполне правильные и прагматичные ответы и советы.

Олег Комаров, доктор экономических наук