Олег Комаров: «О красивой статистике и неприглядной реальности»

Глава саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ языком цифр обозначил ряд наиболее острых проблем Саратовской области, которые следует решать.

- О чем думаешь сегодня, глядя, например, на предварительные итоги исполнения бюджета Саратовской области за девять месяцев 2023-го года, на некоторые итоги социально-экономического развития? А думаешь о красоте статистики и неприглядной реальности, стоящей за ней.

На 1 октября 2023 года у нас в регионе подсчитаны доходы в 125 миллиардов рублей, что означает рост на 8% к аналогичному периоду прошлого года. В том числе налоговые и неналоговые доходы – 82,3 миллиарда рублей. Остальное, надо понимать, деньги пришедшие из центра, примерно одна треть доходов.

За те же 3 квартала (9 месяцев) расходы составили 121,5 миллиарда рублей - это рост почти на 10%. То есть, расходы растут значительно быстрее доходов, как, впрочем, и всегда. Но все это лишь «громкие» цифры – а что за ними стоит? А стоит за ними в реальности, увы, не улучшение, а ухудшение финансового самочувствия большинства саратовцев. Это подтверждает и ряд наших СМИ, которые констатируют: Саратовская область оказалась в двадцатке худших регионов, если судить по доходам населения (РИА «Новости»).

Говоря коротко, если в Москве средний доход на душу населения превышает стоимость потребительской корзины в 3,46 раза – то в Саратовской области - всего в 1,78 раза. Средний доход саратовца подсчитан в сумме чуть более 31 тысячи рублей в месяц. По сути, мы живем вдвое беднее (хуже) столичных жителей – а неужели мы меньше работаем и хуже по человеческим качествам? Вряд ли. Тогда почему такой разрыв в качестве жизни, и не пора ли его начинать сокращать социально–экономическими мерами?

Теперь о статистике, которую опубликовало управление по делам ЗАГС при правительстве Саратовской области. За девять месяцев в регионе родилось 12465 детей. При этом ушли из жизни за тот же период 26390 человек. То есть, убыль населения в регионе составила 13925 человек. Ее, эту убыль, называют, почему-то естественной. Хотя, что же тут может быть естественным, когда умирает людей вдвое больше, чем рождается? И наш регион находится в десятке худших по РФ, если смотреть именно на данный показатель. А какой может быть итог социально-экономического развития важнее этого, важнее количества саратовцев, которое сокращается?

Недавно Министерство экономического развития нашего региона представило «Доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2022 года». В нем отмечено, что по количеству субъектов МСП у нас 6 место в ПФО и 21 место - в Российской Федерации. В прошлом году было создано 10 802 новых субъектов МСП. Однако при этом в докладе не сказано, сколько предприятий закрылось и разорилось, да и сколько их из 72 тысяч списочного состава вообще реально работает и приносит пользу обществу.

Пишут, что по итогам 2022 года в секторе МСП было занято почти 322 тысячи человек. Оборот товаров, работ, услуг составил почти 592 миллиарда рублей. Это, на первый взгляд, тоже вполне себе впечатляющие цифры. Однако, углубившись в текст доклада, понимаешь: за красиво покрашенным фасадом скрывается, как это часто у нас бывает, не очень приятная правда о печальном положении бизнеса в регионе. Того самого бизнеса, который чиновники, произнося ритуально заученные формулы, из года в год клянутся поддерживать и развивать. И что же мы видим конкретно?

Всего в 2022 году на реализацию мероприятий государственной поддержки предпринимательства в рамках Национального проекта МСП направлено 171,7 млн. рублей, в том числе 159,3 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета, и только лишь 12,4 млн. рублей – за счет средств областного бюджета. Если говорить о последней цифре, то есть «поддержке» облбюджета – у нас на «шарики-фонарики» в дни официальных мероприятий тратится, кажется, куда больше.

Много говорится в докладе про бизнес-инкубаторы и прочие новомодные образования. Много цифр и отчетных слов. Однако, о реальных проблемах развития МСП сказано крайне мало и узнать о чем-то можно лишь продравшись через сотню страниц графиков и рассказов про успехи и некие «предпринимательские точки кипения». Я могу назвать реальные точки кипения – растущие налоги и поборы, недобросовестная конкуренция, «наезды», административные барьеры.

Я уже говорил и писал недавно о том, что грядущий расчёт налогов по кадастру – окончательная удавка для малого и среднего бизнеса в Саратовской области. И случится это финансовое удушение, когда заработает механизм расчёта налога на любое недвижимое имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости. Саратовские чиновники вводят новую оценку, которая будет действовать с 1 января 2024-го года. Процитирую: «Решение протащили незаметно, без широкой огласки. Целая серия профильных министров позднее выступали, уверяя, что стоимость выросла лишь на 10%. Но когда саратовцы полюбопытствовали и сопоставили со старым кадастром, то 10% только для физлиц, для бизнеса – увеличения более существенные».

Я уже рассказывал про 3-ю Дачную и ряд объектов недвижимости там. Например, про одноэтажное здание на 86 кв.м., вид деятельности – торговля. Так вот там была кадастровая стоимость 870 тысяч рублей, а сейчас стала - 15 млн рублей, налог вырастет в 17 раз. Да, эти платежи идут в региональный бюджет, поэтому, скорее всего, таким образом местная власть решила «подлатать в нём дыры». Но эта сиюминутная выгода может обернуться настоящей социальной катастрофой. Такое ощущение, что у принимающих такие решения горизонт планирования – от силы месяц. Нужно быстро собрать денег, а потом хоть трава не расти. При таком росте налоговой нагрузки большинство предпринимателей просто бросят своё дело или уйдут в серую зону.

В докладе описывается множество радужных перспектив – поддержка предпринимательства в области ремесел и народных художественных промыслов, создание благоприятных условий для самозанятых граждан, для легкого старта и комфортного ведения бизнеса…. Да вот только новая кадастровая стоимость и налоги с нее разорят все эти ремесла.

Также в документе говорится, что в 2023-году продолжается работа по «совершенствованию условий действия специальных налоговых режимов на территории региона». Новый кадастр, надо понимать, это тоже «специальный налоговый режим»? Это все похоже на старые недобрые сказки про «бизнес-инкубаторы», где выводятся, простите за сравнение, редкие и полудохлые птенцы.

По большому счету МСП в регионе продолжает медленно задыхаться и умирать при формальной, в основном, поддержке или поддержке только «своих» предпринимателей. Но эти самые «свои» задачу наполнения качественными и недорогими товарами и услугами нашего местного рынка не решат. А не это ли сегодня главное в текущих сложных экономических условиях?

Олег Комаров, доктор экономических наук