Председатель саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ обозначил объективные и необъективные причины, влияющие не очередные повышения стоимости проезда в общественном транспорте областного центра.
«Очевидно, что транспортники вынуждены поднимать тарифы, потому что растут их расходы: увеличилась цена на бензин, ГСМ, запасные части, а также на ремонт. Вот четыре основные составляющие, которые влияют на ценовую политику транспортных компаний. Есть, как всегда и необъективная причина, она называется коррупция.
При этом есть структуры, которые в силу разных обстоятельств не препятствуют очередному росту тарифов и, таким образом, утверждают повышение цен – это правительство региона, профильное министерство, комитет по регулированию тарифов, мэрия, городская Дума.
Есть ли картельный сговор перевозчиков? Думаю, есть. Он возникает, когда решается вопрос о предоставлении им компенсации из регионального бюджета за обслуживание льготных категорий граждан. Эти компенсации зачастую происходят с большими задержками и не в полном объеме. Поэтому перевозчики решают проблему за счет повышения тарифов.
Есть и еще одна причина сегодняшней ситуации – недофинансирование муниципальных программ, в том числе транспортной. Это происходит из-за сложившихся межбюджетных отношений. Приведу простой пример: по итогам 2023 года в Саратове собрали 142 миллиарда рублей налогов, а бюджет города составил лишь 41,5 миллиардов.
Понятно, что средств на полноценное финансирование 16 муниципальных программ не хватает. Отсюда вывод – нужно менять межбюджетные отношения, то есть сделать так, чтобы хотя бы половина собираемых налогов оставалась в регионе, муниципалитете и шла на нужды местного населения. Это моя позиция, о которой я везде и давно говорю.
Если порассуждать о будущем саратовского общественного транспорта на ближайшие десять лет, то уверен, что, как и во всем мире, у нас все больше будет происходить смещение в сторону электротранспорта, поскольку он является самым экологически безопасным. Я имею ввиду трамвай, троллейбусы с автономным ходом, метро», - отметил Олег Комаров в интервью ютуб-каналу «Русский расклад ТВ».
Антон Круглов